Поддержите наш сайт

Кошельки WebMoney
R100422485116
Z219248449031

номер счета Яндекс.Деньги
410011036240475



ино-Странные записки


Записки начинающего правозащитника

Наши победы

КУЛИК И ДР. ПРОТИВ РОССИИ

БУРКОВ ПРОТИВ ГУГЛ

МИХАЙЛОВА ПРОТИВ РОССИИ

БРАГИНА ПРОТИВ РОССИИ

КОНЫГИН против РОССИИ

АБРАМЧУК против РОССИИ

Тимошенко и др. за свободные выборы

НОЖКОВ против РОССИИ

РОЖИН против РОССИИ

КАРПЕНКО против РОССИИ

БОРИСОВ против РОССИИ

ПРОШКИН против РОССИИ

ШАРКУНОВ и МЕЗЕНЦЕВ против РОССИИ

ГОРСКАЯ против РОССИИ

ЗАХАРКИН против РОССИИ

ХАЛИУЛЛИН против РОССИИ

БУТУСОВ против РОССИИ

РАНЦЕВ против КИПРА и РОССИИ

ПОРУБОВА против РОССИИ

КОЗЛОВ против РОССИИ

ДОКУКИН против ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОНЯТОВСКИЙ против ПРАВИТЕЛЬСТВА

СУТЯЖНИК против РОССИИ

РАКЕВИЧ против РОССИИ


Обмен ссылками

Московская Хельсинкская Группа

Консультативный Совет региональных профсоюзных объединений

Тюремные новости

Екастройка. Свердловск/Екатеринбург на рубеже веков

Правовая помощь в Узбекистане

Пермский региональный правозащитный центр

 

«Надоело быть быдлом» – опасная фраза»

22.03.2011

Опубликовано: Слон.Ру

http://slon.ru/articles/539503/?sphrase_id=271201

... Но я еще раз хотел бы упомянуть екатеринбургское правозащитное общество «Сутяжник». Во-первых, надо отметить, что им никто не угрожает, их не преследуют. Общество работает вполне легально. Студенты-юристы охотно идут туда на практику, а после их охотно берут на работу в крупные фирмы, признавая квалификацию. Но «Сутяжник» – это единичное общественное объединение ...

 

Социолог Сергей Белановский рассказывает, как протестные настроения в России соотносятся с ростом гражданского общества 7

[Фото: PhotoXPress.ru] Сергей Белановский – социолог, директор по исследованиям «Центра стратегических разработок». Автор книги «Дедовщина в армии»; написал два учебника, посвященных описанию методов социологического исследования: глубокого интервью и фокус-групп. Занимается исследованиями по проблемам молодежи, экономики и другим темам. Недавно опубликовал в своем блоге текст, где утверждалось, что в России растут антивластные настроения. Slon.ru расспросил Белановского, кто именно протестует против вертикали, и какие перспективы у гражданского активизма в нашей стране.

– Как вы оцениваете последние результаты исследований ФОМа, которые выявили рост протестных настроениях россиян?

– Формулировки вопросов бывают разные, поэтому результаты могут отличаться, но действительно, есть такая тенденция роста. Это связано с тем, что раньше, участвуя в соцопросах, люди отвечали, думая не только о своем настоящем, но и о перспективах. Но ждать можно долго, однако не бесконечно. В начале 2000-х и последующие годы страна довольно быстрого выходила из кризиса 1998 года, были заметные улучшения. Население связывало это с Путиным, хотя реально его роль была минимальной. Но у людей сформировались позитивные ожидания.

– То есть ожидания сформировались, но не оправдались?

– Да, во многих аспектах: в узком плане все больше говорят о коррупции, а в более широком – что «нет в стране порядка». Проблемы все те же, что и раньше, ничего в комплексе не поменялось. На это наложился кризис, который сильно ударил по населению. Правда, в самом начале люди восприняли кризис довольно лояльно: мол, это вещь объективная, пришла извне, а Медведев и Путин стараются сгладить его последствия. Люди говорили это еще 2009 году. А сейчас, как мне кажется, утрата этой веры. Когда власти начинают ужимать бюджетные расходы на медицину и образование (или ведут подготовку к этой мере), население сразу чувствует это. Поэтому ФОМ показывает заметный рост протестных настроений.

– В какой среде растут наиболее быстро протестные настроения?

– Я думаю, что это, с одной стороны, средний класс, а с другой – люди ниже среднего класса, может быть, рабочие, но не только они. Людям «надоело быть быдлом» – эту фразу я слышал уже очень много раз в разных регионах страны. Мне кажется, что это симптоматичная и опасная фраза. Неудовлетворение связано с несколькими вещами.

Во-первых, у нас много людей образованных, которые живут плохо, но главное в том, что люди, обладая более высокой квалификацией, все больше озабочены будущим страны, то есть судьбой своих детей, которые подрастают. Они видят, что у них просто не будет возможности получить достойное образование, которое поможет им реализоваться в жизни. Средний класс – были такие исследования – например, больше всего пользуется услугами репетиторства. Но это связано не только с тем, что их ребенку нужно что-то вызубрить и поступать в вуз, но и с тем, что эти люди берут на себя функцию образования.

Вторая социальная группа – условно, рабочие, но трактовать нужно шире, потому что персонал в торговых сетях работает не в лучшем положении и его тоже можно назвать рабочим классом. Трудно сказать, почему так сложилось, но вот у среднего класса больше социальная защищенность – в силу образованности, сил для противостояния. С ними даже в милиции вежливо разговаривают. А в среде рабочих менеджмент или собственники ведут себя просто по-хамски, не могут организовать нормальный производственный процесс, а это сказывается на работниках, на их зарплате и рабочих местах. Отсюда такие настроения.

– То есть, они на своем опыте осознали проблему коррупции?

– Не стоит расширять термины. Низкая зарплата сама по себе – не коррупция. Но если, как люди предполагают, собственники имеют связи с чиновниками, то коррупционная составляющая тут есть. Низкие зарплаты и плохие условия труда сами по себе не являются коррупцией. Но обжаловать в судах или иных органах власти они не могут, считают бесперспективным.

– А чье недовольство серьезнее: среднего класса или таких, небогатых людей?

– Я думаю, что это два кластера с размытыми границами. Но в случае дестабилизации обстановки – и, как мне кажется, этот процесс как раз сейчас начался – эти два кластера будут взаимодействовать. Если рабочий способен на забастовку, то образованный способен написать жалобу, судебный иск и проч. Поэтому я уверен, что взаимодействие будет.

Но если мы говорим пока о самом первом моменте, если вопрос будет решаться голосованием, то численно все-таки преобладают те самые рабочие люди. Конечно, у нас есть модернизированный слой населения – еще в советское время он появился А есть немодернизированный слой общества, у которого свои собственные представления, другие.

Модернизированный слой – это не более 15% от всех россиян. И вот если немодернизированных расшевелить (хотя это маловероятно пока), то, если будут выборы, то в их требованиях экстремизма будет не меньше, чем в провинциальных рабочих городах. Есть, конечно, еще сельское население. В селе возможностей для консолидированных действий меньше, чем в плотно населенном городе.

– Если посмотреть на население под другим углом на зрения, что касается такого слоя, как молодежь, какие настроения есть у нее? Произошли ли изменения за последние год–два?

– Я допускаю, что протестные настроения у молодежи действительно возрастают в какой-то степени. Как ни странно, это возникло недавно, но пока просто нет исследований, которые бы показали бы это. А если они и есть, то, скорее всего, засекречены. Социология сейчас сильно засекречена, даже по сравнению с советскими временами. Предстоят выборы 2012 года, с этим связано очень много неопредленностей и рисков. Наверное, у власти свои мотивы скрывать социологию. Я уверен, что в молодежной среде происходят серьезные изменения, но подкрепить свои слова каким-то исследованием, увы, не могу.

– Что касается процесса консолидации граждан («Синие мигалки», волонтерство и проч) – это активный процесс становления гражданского общества? Почему именно сейчас?

– Гражданское общество как понятие появилось еще в СССР. Но термин этот уж очень политкорректный. Я всегда задавал вопрос, а фашисты и криминал – это тоже гражданское общество, националистические группы – тоже гражданское общество? Мой коллега Симон Кордонский, кстати, так прямо и говорил, что криминал – это и есть наше гражданское общество. Этот термин пришел с Запада, где устойчивая демократия, но меня смущает присутствие в этом термине какой-то благонамеренности. Ведь экстремистские группы – это тоже гражданское общество. Поэтому я не могу ответить на этот вопрос. Конечно, у нас много интересных правозащитных групп, например, «Сутяжник» из Екатеринбурга. Но все-таки российское общество в основном атомизировано, мало охвачено какими-то структурами. Но процесс их интеграции, конечно, идет. Во что он выльется и какие из групп окажут максимальное давление на общество в конце концов – это большой вопрос.

– Отчего зависит скорость образования гражданских групп? Например, борьба с мигалками – это же ответ на действия государства.

– Я думаю, что крах советской системы, да и 90-е и нулевые несли в себе настолько резкие перемены, что люди деморализовывались. А чтобы самоорганизоваться, надо понимать, где ты находишься и кто ты. В 90-е годы во многом не было этого понимания. Кроме того, экономические проблемы рождали депрессию у людей. И это было массовое явление, это даже фиксировалось в самоубийствах. Но время проходит, и люди начали осмыслять ситуацию (кстати, разные группы по-разному). Плюс у людей появляется организационный ресурс – интернет. Он может стать катализатором.

– А если не говорить о группках, которые создаются ради революций, а о гражданах, которые заботятся о том, чтобы жизнь в их стране стала лучше без скрытого политического умысла?

– Да, они не помышляют о революции, но рано или поздно они могут сыграть в ней определенную роль, даже если сейчас не ставят политические цели перед собой. Кроме того, ими могут воспользоваться профессиональные политики. Я считаю, что эти процессы самоорганизации в обществе идут. Куда они нас приведут – это другой вопрос.

– Если рассматривать гражданское общество в целом, учитывая националистические группировки, куда мы движемся?

– Моя гипотеза в том, что сейчас в обществе происходит процесс снижения легитимности существующей власти. Вот уже возникло народное творчество на тему о том, что «народу надоело быть быдлом». И неспроста это охватило всю страну, в первую очередь немодернизированный сектор, который численно преобладает. Поэтому я считаю, что это все может плохо кончится: настроение народа ухудшаются, а у государства все меньше и меньше возможностей изменить что-то. И может найтись человек типа Жириновского, который просто будет манипулировать людьми. Такой человек может дестабилизировать обстановку в стране больше, чем наша сегодняшняя власть. Недостатки у современной власти есть, но надо отдать ей должное: нельзя сказать, что она совсем уж, как говорится, руки распустила. Вот в Украине многие ругают Тимошенко, но она хоть и популист, но очень умная женщина и квалифицированная, хотя тоже может всяких дел натворить. Но я опасаюсь, что если к власти придет человек из народа, у него не будет такой же осторожности, как у нынешней власти. Он может просто начать «махать шашкой», а это будет уже серьезно.

– Доверия между людьми становится больше или нет?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Но приведу пример из личной практики. Я сам три раза давал достаточно крупные суммы денег взаймы своим знакомым и ни разу не получил своих денег обратно. Даже через суд не получилось, хотя у меня была правильно оформленная расписка. Естественно, я не буду больше давать взаймы, потому что у меня был негативный опыт.

Такие случаи уменьшают степень доверия, это касается не только меня. У нас нет механизма разрешения таких споров между людьми. Суд не поможет. При отсутствии законов, регулирующих отношения между людьми, состоящих в гражданском браке, доверие между людьми тоже падает. Далее, если нет уверенности в том, что контракты в бизнесе будут соблюдаться, то доверие между экономическими единицами тоже падает. Поэтому если на свете есть страны, в которых культура держать данное слово выше, нежели чем у нас, то у них и экономика будет развиваться успешнее. Наверное, раньше это и у нас было, до 1917 года. Слово купеческое у нас высоко ценилось, но советский период, конечно, разрушил связи между людьми и этические принципы, на которых все держалось.

– Как вы относитесь к самоорганизации граждан по интернету. Это серьезно?

– Конечно, интернет перевернул нашу жизнь. Он дал разнообразные возможности для общения и самоорганизации. Но, подчеркну, такие процессы могут нести самый разнообразный характер. В СССР любили выражение «качать права», вот это «качание прав» будет развиваться все больше, в том числе и благодаря сети. Но я еще раз хотел бы упомянуть екатеринбургское правозащитное общество «Сутяжник». Во-первых, надо отметить, что им никто не угрожает, их не преследуют. Общество работает вполне легально. Студенты-юристы охотно идут туда на практику, а после их охотно берут на работу в крупные фирмы, признавая квалификацию. Но «Сутяжник» – это единичное общественное объединение. Что касается Навального, то у меня ощущение, что тут есть все-таки политический подтекст. Хотя мысль «качать права» сама по себе – правильная. Я только боюсь, что может возникнуть ситуация, когда правовые аргументы никому не будут нужны. Если дойдет до того, что камни полетят в здание какой-нибудь администрации, то будет уже не до них.

Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Anonymous - 28.03.2011 06:00:05

Опасно то, что многие "дохтура" социологии исподволь закрепляют в подсознании людей мысль о нормальности криминализации общества. "Дохтура" социологии, утверждающие, что криминальные сообщества это и есть элемент гражданского общества по своей сути утверждают, что каннибалы- это просто гурманы, а убийцы, насильники и воры обществу крайне необходимы как санитары природы.

 

2. tigress - 29.03.2011 07:33:28

Ой ли? Что-то я сомневаюсь, что «Сутяжника» власти гладят по головке: думаю даже, что кое-кому он снится в кошмарных снах. А вот автору этой публикации с его конформизмом вряд ли что-либо угрожает: он вполне вписывается в систему. И почему это у Навального – «подтекст»? Это не подтекст, а осознанное «хождение» отлично образованного человека в политику. Он ОЧЕНЬ рискует, но уверена, что многого добьется.

 

3. Anonymous - 30.03.2011 06:03:26

Автор статьи не конформист, а активный проводник политики деформирования менталитета общества, как и все те, кто без умолку твердят: ... Власть! Власть! ...", "Политик! Политик!". Адольф Шикльгрубер, он ведь тоже был политиком.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

Поиск на сайте:


Новости "Сутяжник-Пресс"

Подписаться на рассылку:

Ваш e-mail:

Подписаться
Отписаться

 


Последние комментарии

Anonymous комментирует
УНИЖЕНИЕ СЛАБОГО НЕ ТОЛЬКО ПРИВИЛЕГИЯ СИЛЬНОГО, НО И ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
16.01.2025 22:22:59

Monte комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
11.01.2025 21:44:15

Brandie комментирует
СТОП ЛИСТ ДЛЯ ПРЕССЫ НА ИНТЕРНЕТ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
11.01.2025 20:16:43

Roger комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
11.01.2025 20:16:03

Anonymous комментирует
Права ребенка при разводе родителей
7.01.2025 05:58:23

Edgar комментирует
Бедные, жадные, бессовестные бездельники – такие характеристики дали жители Екатеринбурга работникам правоохранительных органов
30.12.2024 22:15:50

Terrell комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
30.12.2024 22:12:29

Bette комментирует
Краткое содержание Всеобщей Декларации Прав Человека. В Ваших руках находится документ, который мы должны не только знать, но и воплощать в нашей ...
18.12.2024 06:36:49

Kristine комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
8.12.2024 17:16:41

Danae комментирует
Бедные, жадные, бессовестные бездельники – такие характеристики дали жители Екатеринбурга работникам правоохранительных органов
8.12.2024 17:16:31

Carin комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
8.12.2024 15:27:23

Dani комментирует
СТОП ЛИСТ ДЛЯ ПРЕССЫ НА ИНТЕРНЕТ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
8.12.2024 15:23:40


Самые обсуждаемые материалы

УНИЖЕНИЕ СЛАБОГО НЕ ТОЛЬКО ПРИВИЛЕГИЯ СИЛЬНОГО, НО И ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (14)

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.