|  Сергей
Смердов «Барьер для жалобщиков» // Ваше право, № 37, 2003. БАРЬЕР ДЛЯ ЖАЛОБЩИКОВ
юридический казус превратил право в обязанность
 Летом прошлого года пятеро граждан обратились в Конституционный суд
с запросом о конституционности положений ст. 204 КЗоТ РФ,  а также
п.2 ст.129, п.2 ст. 219, п.1 ст.221 ГПК РСФСР примененных в их делах Урайским
городским судом Ханты-Мансийского Автономного округа.
 Суть обращения состоит в том, что суд отказывал гражданам - работникам
ОАО «Сибнефтепровод»  в судебной защите по причине того, что они обратились
в суд минуя КТС (комиссию по трудовым спорам).  
 Однако  КТС на предприятии не существовало, когда граждане и профсоюз
в их интересах, обратились с исками в суд.  Суд два года с лишним
года «тянул» дела не зная как отказать, а потом вдруг кого-то осенило и
был найден оригинальный выход – КТС на предприятии была избрана и избрана
законно. Для этого в суд были представлены подложные протоколы.  А
поскольку граждане не соблюли досудебный порядок разрешения индивидуальных
трудовых споров, в судебной защите им следует отказать.  Явная фальсификация
документов местечковый суд не убедила.  Так были «списаны» пять гражданских
дел с исковыми требованиями в десятки тысяч рублей.      
 Ну, ладно, решили граждане, допустим, что КТС была. Дальше то что? 
Ведь Конституция гарантирует всем право на судебную защиту.
 И граждане обратились в Конституционный суд с последней надеждой оспорить 
вынесенные решения. 
 Существуют два требования, которым должна удовлетворять жалоба в Конституционный
Суд. Первое - закон затрагивает Конституционные права и свободы граждан; 
второе - закон применен или подлежит применению в конкретном деле
 Конституционный суд должен вынести либо определение об отказе в удовлетворении
жалобы, либо Постановление о ее удовлетворении. 
Секретариат суда тоже может отказать в приеме жалобам, но по формальным
соображениям: жалоба явно не подведомственна Конституционному Суду; по
форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего лица; не
оплачена государственной  пошлиной.  На этом полномочия секретариата
заканчиваются.
 Но, в последние годы, когда у руководства судом стоял Марат Баглай,
Секретариат превратился в этакий досудебный барьер, своего рода КТС в Конституционном
Суде, преодолеть который становилось все более сложнее. Секретариат взял
на себя функции трактовать закон и отказывать в принятии заявлений 
не имея на то реальных полномочий. 
 Так данная жалоба  была три раза возвращалась заявителям. 
Аргументы приводились следующие:  КЗоТ утратил силу с 1.02.2002г.;
названные нормы КЗоТ и ГПК РСФСР конкретизируют статью 37 (часть 4) Конституции
РФ в которой признается право на индивидуальные и коллективные трудовые
споры и не содержат ограничений Конституционного права на судебную защиту
и не нарушают его а лишь устанавливают предварительный досудебный порядок
рассмотрения таких конфликтов.
 С учетом изложенного ваше обращение не может быть признано допустимым.  
 Но что из того, что КЗоТ утратил силу? Он был применен в решениях суда
и на тот момент он действовал. Права граждан нарушены действующим на тот
момент законом и их нужно восстанавливать. Пока рядились-судились, утратил
силу и ГПК РСФСР. Что теперь и по его неконституционным положениям тоже
надо теперь отказывать?  Законы у нас меняются чуть ли не каждый год.
 А причем здесь статья 37 Конституции?  Она устанавливает право
на индивидуальные трудовые споры, а не обязанность. 
 Оспариваемые же положения  именно обязывают граждан разрешать трудовые
споры  в КТС.  Невыполнение этого обязательного права (правда
красиво звучит?!!!) обязывает суд отказывать ПРАВЕ на судебную защиту. 
 Ну, допустим,  согласимся мы с таким мнением секретариата: статья
204 КЗоТ РФ соответствует Конституции РФ.  
 Тогда   как понимать положения нового Трудового Кодекса РФ
который уже не обязывает работников проходить процедуру рассмотрения спора
в КТС и позволяет обращаться непосредственно в суд?
 Значит ли это, что новый ТК неконституционен, потому что старый конституционен?  
Такой вот ребус граждане поставили Конституционному суду. 
 С приходом к руководству судом Валерия Зорькина, Конституционный суд 
уже стал рассматривать заявления граждан, в том числе рассмотрел и это.
Но все равно, определением от 29 мая 2003г.  отказал гражданам в их
заявлении.  
 Суд признал обязательность обращения в КТС дополнительной гарантией
государственной защиты прав  и свобод.  Что это за дополнительная
гарантия права которая является обязанностью?!
 И почему эта дополнительная гарантия является препятствием для основного
права на судебную защиту, которое, согласно ст. 46 Конституции, не подлежит
ограничению даже в условиях чрезвычайного положения?! (ст.56 ч.3)
 Как бы то ни было, определение Конституционного суда является окончательным
и  обжалованию не подлежит.
 Приходится только констатировать факт. Право на судебную защиту 
не гарантировано чиновниками от судов.   
 Возможно найдется такой работодатель, которое   возьмет да
и оспорит нарушение его  ПРАВА на индивидуальный спор, работником,
который взял да и обратился  непосредственно в суд минуя его КТС.
 Чем же тогда Высший судебный орган страны будет мотивировать свой отказ?
 С. Смердов  юрист
 |