Главная
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2001 г. N ГКПИ01-62


Именем Российской Федерации 

Верховный Суд Российской Федерации в составе: 
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации - Редченко Ю. Д. 
при секретаре - Бирюковой Е. Ю. 
с участием прокурора- Белан М. Г. 

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Высотиной Светланы Михайловны - представителя детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш" о признании незаконным пункта 10 "Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97, 

установил:

Высотина С. М. в качестве представителя общественного объединения - детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш", действующей на территории Свердловской области, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт названных Правил (далее Правило) противоречит Федеральному закону "Об общественных объединениях" от 19 моя 1995 г. и ограничивает предусмотренные ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации права граждан на объединение. 

Полагает, что п. 10 Правил позволяет Министерству юстиции Российской Федерации без законных оснований вмешиваться в деятельность общественных объединений путем вызова учредителей и других заинтересованных лиц для дачи объяснений, чем, в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ограничиваются их права.

Не соответствуют положения п. 10 Правил и нормам международного право (ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). 

Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый пункт Правил допускает дискриминацию по признаку организационно-правовой формы организации. 

В судебном заседании представитель общественного объединения Высотина С. М. жалобу поддержала, но при этом уточнило заявленное требование и просила признать незаконными только абзац 1 п. 10 Правил в части слов: "в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов", абзац 2 этого же пункта Правил в части слов: "и иных дополнительных материалов" и абзац 3 п. 10 Правил в полном объеме по основаниям их несоответствия законодательству Российской Федерации и нормам международного права. 

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Фокина Г. А., Михалевич В. И. и Смирнова Е. В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя общественного объединения, представителей Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М. Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать. Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 
В соответствии с п. 9 "Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954, Министерство юстиции Российской Федерации вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан. 

Аналогичными полномочиями обладало Министерство юстиции и по ранее действовавшему Положению. 
Согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации. 

Государственная регистрация региональных общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. 

Как установлено судом, в соответствии с возложенными на Министерство юстиции Российской Федерации обязанностями по регистрации общественных объединений приказом Министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. были утверждены "Правило рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", согласно абзацам 1, 2 и 3 п. 10 которых Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении регистрации общественных объединений в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, которая предполагает получение для ознакомления у обратившегося общественного объединения подлинных экземпляров учредительных документов и иных дополнительных материалов, а также получение справок и объяснений от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения. 

По утверждению представителей Министерства юстиции Российской Федерации, государственная регистрация общественного объединения влечет за собой получение им прав юридического лица и соответствующего статуса. Федеральный закон "Об общественных объединениях" (ст. 23) предусматривает возможность отказа в регистрации общественного объединения в случае, если органом, регистрирующим общественное объединение, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация. 

Следовательно, данным Законом на регистрирующие органы возлагается обязанность, а значит, и предоставляется право но осуществление проверки достоверности информации, содержащейся в представленных документах. Оспариваемый пункт Правил, устанавливающий процедуру проверки достоверности учредительных документов, не содержит положений, нарушающих право граждан на объединение, а лишь способствует объективному подтверждению обстоятельств фактического создания общественного объединения, наличия у него региональных структур, других сведений, предусмотренных законом, необходимых для регистрации общественного объединения. Практика показывает, что в результате проводимых проверок документов, представленных на регистрацию, органами юстиции вскрываются многочисленные случаи фальсификации учредительных документов, что является основанием к отказу в регистрации общественных объединений. 

Эти утверждения представителей Министерства юстиции Российской Федерации материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителем 
заявителя. Кроме того, представителем заявителя не приведено и каких-либо убедительных обоснований о том, в чем конкретно заключается противоречие содержащихся в оспариваемом пункте Правил положений требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормам международного право. 
При таких обстоятельствах, по мнению суда, преду смотренных законом оснований для признания оспариваемых абзацев 1, 2 и 3 п. 10 Правил в указанной выше части незаконными не имеется. 
Довод заявителя о том, что положения п. 10 Правил противоречат ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, как ограничивающие права граждан не объединение, не может быть признан обоснованным, поскольку донные Правила вопросы создания общественных объединений не регулируют, а лишь устанавливают процедуру проверки достоверности представленных документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения в качестве юридического лица. 

Положения ст. 55 Конституции Российской Федерации и 11 Европейской конвенции содержат требования, согласно которым права и свободы человека и гражданина (в том числе и право но объединение) могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, государственной безопасности и защиты прав и свобод других 
лиц. 

Такого рода ограничения установлены п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях", а также ст. 23 этого же Закона в части, касающейся регистрации общественных объединений в качестве юридических лиц, чем фактически и обусловлены положения п. 10 оспариваемых Правил. 

Не может быть принято во внимание и утверждение заявителя о том, что оспариваемый пункт Правил нарушает свободу деятельности общественных объединений, поскольку названные Правила вопросы их деятельности, кок и вопросы их создания, также не регулируют, а поэтому ссылка но нарушение ими 
требований ч.1 ст. 30 Конституции Российской Федерации является необоснованной. 

Не может суд согласиться и с доводом заявителя в той части, что п. 10 Правил допускает дискриминацию по признаку организационно-правовой формы организации, так как он ничем не подтвержден и опровергается самим содержанием этого пункта Правил, в котором каких-либо дискриминационных положений не имеется. 

Другие доводы, на которые представитель заявителя ссылалось в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы. 

На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-197 и 2397 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации 

решил:

жалобу представителя заявителя Высотиной Светланы Михайловны о признании незаконным п. 10 (абзацев 1, 2 и 3) "Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97, оставить без удовлетворения. 
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. 
 

Председательствующий - 
судья Верховного Суда 
Российской Федерации                          Ю.Д.Редченко 
 
 
 


Главная