Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Оспаривание правила Правительства и МВД о сдаче водительских экзаменов и получении дубликата утраченного водительского удостоверения только по месту "прописки", а также ч. 2 ст. 333 ГПК, запрещающей участие заявителя в рассмотрении апелляционной жалобы"


Решение Верховного Суда России с выводом о том, что федеральный закон не предусмотрел нормы, предоставляющей гражданам право сдавать квалификационные экзамены и получать водительское удостоверение в любом (по их выбору) подразделении Государственной инспекции.

 

09.08.2007

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ 
УДОСТОВЕРЕНИЙ 1396 ОТ 15.12.99	Первая инстанция.

Дело № ГКПИ07-527 от 09.08.07 Отказано в удовлетворении иска
Заявитель: Б
Ответчик: Правительство РФ
ПО ИСКУ:о несоответствии федеральным законам Правил сдачи квалификационных 
экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства 
РФ от 15.12.1999 г. №1396 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ 
ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        Именем Российской Федерации

                                  РЕШЕНИЕ

                     от 9 августа 2007 г. N ГКПИ07-527

   Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

   при секретаре Степанищеве А.В.,

   с участием прокурора Селяниной Н.Я.,

   рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
   Б.  об  оспаривании  пунктов  12  и  13  Правил сдачи квалификационных
   экзаменов    и   выдачи   водительских   удостоверений,   утвержденных
   Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 15 декабря 1999
   г. N 1396,

                                 установил:

   пунктами  12  и  13  Правил  сдачи квалификационных экзаменов и выдачи
   водительских  удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства
   Российской  Федерации  от 15 декабря 1999 г. N 1396 (далее - Правила),
   предусмотрено,  что  прием  экзаменов  у  граждан,  выдача и замена им
   водительских  удостоверений  осуществляется Государственной инспекцией
   безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
   Федерации  (далее  -  Государственная  инспекция)  на  территории того
   субъекта  Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту
   жительства или по месту пребывания.

   Прием  экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам
   Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по
   месту  пребывания,  осуществляется Государственной инспекцией по месту
   их фактического проживания.

   Б.  обратился  в  Верховный  Суд  Российской  Федерации с заявлением о
   признании  недействующими  вышеприведенных предписаний Правил в части,
   препятствующей  ему  в  свободном выборе места приема квалификационных
   экзаменов, выдачи, замены водительского удостоверения.

   В   заявлении  указано,  что  в  связи  с  истечением  срока  действия
   водительского  удостоверения  право  Б.  на  управление  транспортными
   средствами  будет прекращено и он не сможет по назначению пользоваться
   принадлежащим  ему  транспортным  средством  до  замены  водительского
   удостоверения по месту постоянной регистрации в г. Пятигорске, так как
   по  месту  пребывания в г. Москве он не зарегистрирован. Оспариваемыми
   нормами   Правил   реализация   права   собственности   гражданина  на
   транспортное  средство необоснованно ставится в зависимость от наличия
   или  отсутствия  у  него  регистрации  по  месту жительства и по месту
   пребывания,  а  получение права на управление транспортными средствами
   при  наличии  такой  регистрации  ограничивается  местом  регистрации.
   Ограничение  в  получении права на управление транспортными средствами
   местом   регистрации   при   ее   наличии   вынуждает  гражданина  для
   приобретения  данного  права  передвигаться  к  месту регистрации, чем
   нарушается его право свободно передвигаться по своему усмотрению.

   По   мнению   Б.,   Правила  в  оспариваемой  части  не  соответствуют
   Федеральному  закону "О безопасности дорожного движения", Гражданскому
   кодексу  Российской  Федерации  и Закону Российской Федерации "О праве
   граждан  Российской  Федерации  на  свободу  передвижения, выбор места
   пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку не
   предусматривают  порядка  свободного  выбора  гражданином места приема
   квалификационных     экзаменов,     выдачи,    замены    водительского
   удостоверения.

   В  судебном  заседании  заявитель поддержал свое требование и просил о
   его удовлетворении в полном объеме.

   Представители  Правительства Российской Федерации Шакиров Ю.К., Марьян
   Г.В. и Прошунин А.В. заявление Б. не признали и просили суд отказать в
   его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что пункты 12
   и   13  Правил  соответствуют  действующему  законодательству  и  прав
   заявителя не нарушают. Пояснили также, что оспариваемые нормы в полной
   мере обеспечивают реализацию прав граждан на допуск к квалификационным
   экзаменам   и   получение  водительских  удостоверений  как  по  месту
   жительства  или  пребывания,  подтвержденному  регистрацией,  так и по
   месту  фактического проживания при отсутствии регистрации. Действующий
   порядок   выдачи   и   замены   водительских  удостоверений  позволяет
   осуществлять  их систематизированный учет, проверять их подлинность, а
   также   дает   возможность  сократить  сроки  выдачи  удостоверений  в
   интересах   граждан.   Кроме   того,   выдача  и  замена  водительских
   удостоверений  по  зарегистрированному месту жительства или пребывания
   граждан  позволяет пресечь случаи получения более одного водительского
   удостоверения  в  различных  субъектах  Российской  Федерации, а также
   способствует своевременному обнаружению лиц, находящихся в розыске.

   Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованного лица,
   изучив  материалы  дела  и  выслушав  заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации  Селяниной Н.Я., просившей отказать
   заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Б. не
   подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

   В  статье  1  Федерального  закона  от  10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О
   безопасности  дорожного  движения" (далее - Закон) закреплено, что его
   задачами  являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита
   их  прав  и  законных  интересов,  а также защита интересов общества и
   государства  путем  предупреждения  дорожно-транспортных происшествий,
   снижения тяжести их последствий.

   В  силу  пункта  1  статьи  25  Закона  граждане Российской Федерации,
   достигшие   установленного   возраста   и  не  имеющие  ограничений  к
   водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть
   допущены  к  экзаменам  на получение права на управление транспортными
   средствами.

   К  экзаменам на получение права на управление транспортными средствами
   категории  "B"  и  категории  "C"  могут быть допущены лица, достигшие
   семнадцатилетнего  возраста  и  прошедшие соответствующую подготовку в
   общеобразовательных     учреждениях,    образовательных    учреждениях
   начального   профессионального   образования,  если  такая  подготовка
   предусмотрена    образовательными    программами,   специализированных
   юношеских   автомобильных   школах,   а  также  в  иных  организациях,
   осуществляющих    подготовку   водителей   транспортных   средств   по
   направлениям   военных   комиссариатов.   Водительские   удостоверения
   указанные   лица   получают   по  достижении  ими  восемнадцатилетнего
   возраста.

   Согласно   пунктам  1  и  3  статьи  27  Закона  право  на  управление
   транспортными    средствами    предоставляется    гражданам,   сдавшим
   квалификационные  экзамены,  при  условиях,  перечисленных в статье 25
   данного Закона.

   Порядок   сдачи   квалификационных  экзаменов  и  выдачи  водительских
   удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.

   Из  преамбулы  Постановления  Правительства Российской Федерации от 15
   декабря  1999  г.  N  1396, которым утверждены Правила, видно, что оно
   принято на основании статьи 27 Закона.

   Таким   образом,  утверждая  оспариваемый  нормативный  правовой  акт,
   Правительство    Российской    Федерации    действовало   в   пределах
   предоставленных ему Законом полномочий.

   Перечислив  в Законе условия получения гражданами Российской Федерации
   права   на   управление   транспортными   средствами   и   делегировав
   Правительству  Российской Федерации полномочия по установлению порядка
   сдачи  квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений,
   федеральный   законодатель   не  предусмотрел  нормы,  предоставляющей
   гражданам   право   сдавать   квалификационные   экзамены  и  получать
   водительское  удостоверение  в  любом  (по  их  выбору)  подразделении
   Государственной инспекции.

   Следовательно,    выполняя   поручение   законодателя,   Правительство
   Российской  Федерации вправе было закрепить в пункте 12 Правил норму о
   том,  что  прием  экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских
   удостоверений  осуществляется Государственной инспекцией на территории
   того  субъекта  Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по
   месту жительства или по месту пребывания.

   Поскольку данный порядок не может быть реализован в отношении граждан,
   не  зарегистрированных  по месту жительства или по месту пребывания, в
   пункте  13  Правил  определено,  что  прием экзаменов, выдача и замена
   водительских   удостоверений   осуществляются  по  месту  фактического
   проживания этих граждан.

   Тем  самым  обеспечивается  равное  право на допуск к квалификационным
   экзаменам,  выдачу  и  замену водительских удостоверений всех граждан,
   как   зарегистрированных,   так   и  не  зарегистрированных  по  месту
   жительства или по месту пребывания.

   В  связи с изложенным довод заявителя о том, что оспариваемыми нормами
   реализация  права  собственности  гражданина  на транспортное средство
   необоснованно  ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него
   регистрации  по  месту пребывания и по месту жительства, не может быть
   признан состоятельным.

   Содержание  Правил  в  оспариваемой  части согласуется и с положениями
   Закона  Российской  Федерации  от  25  июня  1993 г. N 5242-1 "О праве
   граждан  Российской  Федерации  на  свободу  передвижения, выбор места
   пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

   Согласно  статье  3  названного Закона в целях обеспечения необходимых
   условий  для  реализации  гражданином  Российской Федерации его прав и
   свобод,  а  также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,
   государством   и   обществом   введен   регистрационный  учет  граждан
   Российской  Федерации  по  месту  пребывания  и  по месту жительства в
   пределах  Российской  Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны
   регистрироваться  по месту пребывания и по месту жительства в пределах
   Российской  Федерации.  Регистрация  или  отсутствие  таковой не могут
   служить  основанием  ограничения или условием реализации прав и свобод
   граждан,  предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, законами
   Российской  Федерации,  Конституциями  и  законами республик в составе
   Российской Федерации.

   Обязанность  по регистрации, в том числе по месту пребывания, в полной
   мере  лежит и на заявителе. Неисполнение гражданином такой обязанности
   не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых норм Правил.

   В  соответствии  с  частью  1  статьи  253  ГПК  РФ  суд, признав, что
   оспариваемый  нормативный  правовой  акт  не противоречит федеральному
   закону  или  другому  нормативному  правовому  акту,  имеющим  большую
   юридическую   силу,  принимает  решение  об  отказе  в  удовлетворении
   соответствующего заявления.

   Руководствуясь   статьями  194  -  199,  253  ГПК  РФ,  Верховный  Суд
   Российской Федерации

                                   решил:

   Б. в удовлетворении заявления отказать.

   Решение  может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
   Российской  Федерации  в  течение  десяти дней со дня принятия решения
   судом в окончательной форме.

                                                    Судья Верховного Суда

                                                     Российской Федерации

                                                               В.Ю.ЗАЙЦЕВ


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.