15.12.2009
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
профсоюзы независимы в своей деятельности, в том числе и от
работодателей, а в соответствии с Конвенцией No. 98 Международной
организации труда (МОТ) организации трудящихся и предпринимателей
должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов
вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или
членов в создание и деятельность организаций и управление ими. Как
правило, интерес к такому вмешательству имеет место со стороны
работодателей.
Во многих странах за независимостью профсоюзов следит государство. Это
обычно тщательно проверяется при осуществлении их государственной
регистрации. В некоторых странах независимость профсоюзов от
работодателей обеспечивается на законодательном уровне. Например, в
Канаде и Дании руководителям предприятий всех уровней запрещено
входить в профсоюз, объединяющий рядовых работников. А в
законодательстве США установлено, если профсоюз включает в свой состав
лиц, относящихся к администрации предприятий даже самого низового
звена, он не вправе выступать представителем работников в коллективных
переговорах. Однако в большинстве стран в уставах самих профсоюзов
предусмотрена норма о запрете приема в профсоюз административных
работников предприятий. В результате нигде, кроме постсоветских стран,
нет профсоюзов, в которых вместе с рядовыми работниками находятся
административные работники. И это является основной гарантией
независимости профсоюзов. Более того, нельзя называть профсоюзом
организацию, в которой работодатели (их представители) состоят вместе
с остальными работниками.
К сожалению, в России по настоящему независимые профсоюзы находятся
еще в зачаточном состоянии. При этом следует иметь в виду, что
Федерация, так называемых, Независимых Профсоюзов России (ФНПР),
исходя из вышесказанного, объединением профсоюзов не является.
Профсоюзы же в России необходимы, так как они выполняют очень важные
социальные функции. Даже можно заявлять, что без наличия независимых
профсоюзов невозможно нормальное социально-экономическое развитие
общества. Их роль видится не только в защите прав и интересов наемных
работников, во влиянии на экономическое развитие общества, но и в
создании гражданского общества, в структуре которого профсоюзы должны
являться одним из основных институтов.
Надеяться на реформирование профсоюзов, входящих в ФНПР, в целях
превращения их в независимые профсоюзы путем включения в уставы нормы
о запрещении приема административных работников предприятий смысла
нет. Следовательно, этот основной признак независимости профсоюзов
необходимо ввести законодательным путем.
Таким образом, данный законопроект внесен в целях создания условий для
формирования в России независимых профсоюзов. Он предусматривает, что
не могут состоять в одном профсоюзе работники и лица, осуществляющие в
трудовых отношениях права и обязанности работодателя, в том числе и те
из них, кто одновременно относится к категории работников. Например,
начальник цеха, как правило, осуществляет отдельные права и
обязанности работодателя. Но одновременно он является и работником,
если с ним заключен трудовой договор. При этом в тексте законопроекта
применяются понятия, используемые в Трудовом кодексе РФ. После
реализации данного предложения можно будет отказаться от применения в
наименовании профсоюзов слово "независимый", так как любой профсоюз по
определению должен быть независимым.
2
Добавить комментарий: