Подборка материалов "Водитель Алексей Рощин против отсутствия туалетов на конечных остановках"
11.03.2008
Мировому судье судебного участка No. 1
Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Дополнительные пояснения
возникших в судебном заседании вопросов, связанных с нормативным
регулированием условий быта работников автотранспортных предприятий и
отстоя автотранспорта на конечных остановочных пунктах
1. В соответствии со <<СТАНДАРТ ОТРАСЛИ. АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ НА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. BUS STOPS ON
ROADS. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS>>. (ОСТ 218.1.002-2003),
утвержденным Распоряжением Министерства транспорта РФ от 23 мая 2003
г. No. ИС-460-р и введенным в действие 1 июня 2003 г. (далее --
Стандарт отрасли), предусмотрены следующие элементы автобусной
остановки на автомобильных дорогах I - III категорий (пункт 1.3.):
<<- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- площадка ожидания (для дорог I - III категорий);
- переходно-скоростные полосы;
- заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения
или примыкания автомобильных дорог);
- разделительная полоса (для дорог I - III категорий);
- тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I - III категорий);
- пешеходный переход;
- автопавильон;
- скамьи;
- туалет (для дорог I - III категорий);
- контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только
урна);
- технические средства организации дорожного движения (дорожные
знаки, разметка, ограждения);
- освещение (на остановках в пределах населенных пунктов)>>.
Согласно пункту 3.12. Стандарта отрасли <<Туалет>> <<Туалеты на два
отделения устанавливают на автобусных остановках, размещаемых на
дорогах I -- III категорий>>; <<Туалет размещают на расстоянии не
менее 10 м от павильона с наветренной стороны. Подход к туалету
организуют по пешеходной дорожке шириной не менее 1 м. При отсутствии
прямой видимости туалета от павильона в начале пешеходной дорожки
устанавливают указатель с надписью "Туалет" или соответствующей
пиктограммой. На внешней стенке туалета должны быть нанесены
обозначения мужского и женского отделения>>; <<Устройство,
оборудование и содержание туалета должны соответствовать требованиям
СанПиН 983-72>>.
Основные положения СанПиН 983-72 приведены в Некоторых пояснениях
затронутых в процессе судебного заседания вопросов, связанных с
нормативным регулированием условий быта работников автотранспортных
предприятий от 06.03.2008.
Нормам Стандарта отрасли корреспондируют положения Коллективного
договора между Администрацией и работниками Муниципального объединения
автобусных предприятий г. Екатеринбурга на 2004-2007 года от 21 мая
2004 г. и Коллективного договора между Администрацией и работниками
Муниципального объединения автобусных предприятий г. Екатеринбурга на
2007-2010 годы от 15 мая 2007 г.
В соответствии с последним Коллективным договором от 15 мая 2007 г.
работодатель обязуется <<Обеспечить работников горячим питанием,
организуя работу столовых, буфетов или обеспечить работников комнатами
приема пищи и отдыха>>; <<Обеспечить местами общего пользования,
согласно санитарных норм и правил>>; <<Принять необходимые меры по
обеспечению работников местами общего пользования на конченых
остановках автобусных маршрутов, а также пунктами питания>> (пункты
8.5.; 8.7.; 8.8.).
Из сопоставления пункта 3.12.3. Стандарта отрасли, в соответствии с
которым <<Устройство, оборудование и содержание туалета должны
соответствовать требованиям СанПиН 983-72>> с пунктами 8.6. и 8.7.
Коллективных договоров от 21 мая 2004 г. и от 15 мая 2007 г., в
соответствии с которыми работодатель обязуется <<Обеспечить местами
общего пользования, согласно санитарных норм и правил>>, а также c
другими положениями коллективных договоров следует, что работодатель
обязан обеспечить работников туалетами на конечных остановочных
пунктах, которые должны соответствовать СанПиН 983-72.
2. В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на
автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минтранса РСФСР от
31.12.1981 No. 200 <<В зависимости от величины пассажиропотока,
дорожных условий при обустройстве автобусного маршрута должно
предусматриваться наличие:
* площадок для разворота и отстоя автобусов в начальных и конечных
пунктах маршрута, автопавильонов, а в крупных пассажирообразующих
пунктах -- пассажирских автостанций...>>.
В соответствии с пунктом 4.4.1. Межотраслевых правил по охране труда
на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минстерства
труда и социального развития РФ от 12 мая 2003 г. N 28 <<Временные
стоянки АТС в полевых условиях должны отвечать следующим требованиям:
для стоянки должны выделяться площадки, очищенные от стерни, сухой
травы и валежника, опаханные по периметру полосой в 1 м, находящиеся
на расстоянии не ближе 10 м от построек, лесных складов, стогов
соломы, токов, хлебов на корню, лесонасаждений и т.п.;
на каждой площадке должна располагаться группа АТС не более 10 шт.
Расстояние между АТС в группе должно быть не менее 1 м, а между
группами - не менее 10 м>>.
Работодатель не обеспечивает выполнение данных норм; в часы <<пик>> на
временных стоянках невозможно поставить габаритные автобусы; в том
числе, по этой причине истец вынужден был уезжать на свое
автопредприятие.
3. В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок
пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Министра транспорта РФ от
8 января 1997 г. No. 2 владельцы автобусов обязаны << (пункты 5.2;
5.2.2.) <<Разрабатывать графики (расписания) движения - на основе
определения нормативных значений скоростей движения автобусов на
маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с
учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых
действующими нормативными документами>>; <<Владельцы автобусов,
осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить
контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием,
анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости
корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его
участках)>> (пункт 5.9.).
Указанные нормы, вопреки утверждениям представителя ответчика,
позволяют автотранспортному предприятию вносить необходимые коррективы
в графики (расписания) движения автобусов на регулярных рейсах с целью
выполнения обязанности по обеспечению бытовых нужд работников,
связанных с исполнением ими своих трудовых обязанностей,
предусмотренной статьей 22 Трудового кодекса РФ.
Как следует из графиков, представленных в судебное заседание, перерыв
между рейсами часто составляет 2 минуты, которые не могут обеспечить
необходимое время работникам для посещения туалета, тем более, в тех
случаях, когда он вообще отсутствует.
Представитель А.П. Рощина _____________________Р.Е. Качанов
11.03.2008.
Добавить комментарий: