Подборка материалов "Водитель Алексей Рощин против отсутствия туалетов на конечных остановках"
06.03.2008
Мировому судье судебного участка No. 1
Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Некоторые пояснения
затронутых в процессе судебного заседания вопросов,
связанных с нормативным регулированием условий быта работников
автотранспортных предприятий
В соответствии со статьей 21 Конституции РФ <<Достоинство личности
охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его
умаления>>; <<Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому ли унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не
должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным
или иным опытам>>.
Невозможность поесть и сходить в туалет вообще либо сходить в туалет в
нормальных условиях, т.е. в изолированном помещении, недоступном для
окружающих лиц, оборудованными необходимыми устройствами и
принадлежностями, в цивилизованном обществе считается унижающим
достоинство человека обращением.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод от 03.11.1950 (ратифицирована Российской Федерацией
Федеральным законом от 30 марта 1998 года No. 54-ФЗ) <<Никто не должен
подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство
обращению или наказанию>>.
В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам
человека не предоставление человеку еды и возможности сходить в туалет
в нормальных условиях является бесчеловечным и унижающим достоинство
обращением.
Так, в Постановлении Европейского Суда по правам человека от
25.10.2005 по делу <<Федотов (Fedotov) против российской Федерации>>
(опубликовано в Бюллетене Европейского суда по правам человека.
Российское издание. 2006. No. 3. С. 4, 58-75.) Европейский Суд по
правам человека указал на то, что содержание лица в камере без еды и
питья с ограниченным доступом в туалет являются неудовлетворительными
условиями и в этом случае лицо подвергается бесчеловечному обращению,
которое не соответствует статье 3 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод (пункт 68 мотивировочной части).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, пункту b части 3 статьи
31 Венской конвенции о праве международных договоров, статьи 1
Федерального закона от 30 марта 1998 г. No. 54- ФЗ <<О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к
ней>> суды обязаны применять Конвенцию о защите прав человека и
основных свобод, причем <<применение судами вышеназванной Конвенции
должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам
человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав
человека и основных свобод>> (пункт 10 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. No. 5 <<О применении судами
общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права
и международных договоров Российской Федерации>>).
При этом в пункте 9 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ
разъяснено, что <<неправильное применение судом общепризнанных
принципов и норм международного права и международных договоров
Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению
судебного акта>>. Причем <<неправильное применение нормы
международного права может иметь место в случаях, когда судом не была
применена норма международного права, подлежащая применению, либо
когда судом было дано неправильное толкование нормы международного
права>>.
Кроме того, соответствующие нормативные документы, действующие как на
федеральном, так и на локальном уровне, также гарантируют элементарные
условия быта работников автотранспортного предприятия.
Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации <<В Российской
Федерации охраняется труди здоровье людей>>; <<Каждый имеет право на
труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены>>
(статьи 7, 37 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право
на рабочее место, соответствующее государственным нормативным
требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным
договором.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие
государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать
бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими своих рудовых
обязанностей.
Обращаю внимание на то, что предусмотренная в статье 22 Трудового
кодекса РФ обязанность работодателя по обеспечению бытовых нужд
работников, связанных с исполнением ими своих рудовых обязанностей,
закреплена не в бланкетной норме; другими словами, законодатель не
связывает выполнение работодателем данной обязанности с иным
нормативным регулированием (государственные нормативные требования
охраны труда, санитарные нормы и правила и т.п.). Следовательно,
конкретные условия быта конкретных категорий работников являются
критерием для эффективной реализации указанной нормы. Работодатель
обязан выполнять ее, учитывая данные условия; в том случае, если он
считает, что он выполнил эту норму, но это не соответствует
действительности, существует механизм его <<поправления>> в виде
прокуратуры, государственной инспекции труда и суда. Таким образом,
суд для эффективного применения нормы статьи 22 Трудового кодекса РФ
также должен оценить конкретные обстоятельства быта работников,
особенно в тех случаях, когда условия быта нормативно не
урегулированы.
Между тем, определенное регулирование быта работников автотранспортных
предприятий существует помимо Конституции РФ и Трудового кодекса РФ.
В частности, в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда
на автомобильном транспорте (Приложение к Постановлению Минтруда
России от 12 мая 2003 г. No. 28) <<Для работников предприятий должны
предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с
требованиями действующих строительных норм и правил, государственных
стандартов, других нормативных актов>>.
Согласно Коллективному договору между Администрацией и работниками
Муниципального объединения автобусных предприятий г. Екатеринбурга на
2004-2007 годы работодатель обязуется <<Обеспечить работников горячим
питанием, организуя работу столовых, буфетов или обеспечить работников
комнатами приема пищи и отдыха>>, <<Обеспечит местами общего
пользования, согласно санитарных норм и правил>>, <<Решить вопрос по
обеспечению мест общего пользования на конечных остановках, а также
пунктов питания>> (пункты 8.4., 8.6., 8.7.).
Положения коллективного договора обязательны для сторон трудовых
отношений. Это следует, в частности, из статьи 5 Трудового кодекса РФ,
в которой коллективные договоры включены в число источников трудового
права, а также из части 3 статьи 43 Трудового кодекса РФ, согласно
которой <<Действие коллективного договора распространяется на всех
работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие
коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или
ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех
работников соответствующего подразделения>> (в ред. Федерального
закона от 30.06.2006 г. No. 90-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7.4. Санитарные правила по гигиене труда
водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом
СССР 5 мая 1988 г. N 4616-88) <<Администрация автотранспортного
предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей,
соответствующего рекомендациям данных Санитарных правил>>;
<<Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен
быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4
- 5 ч, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен
приниматься не менее чем за 2 - 2,5 ч до сна. Рекомендации к
качественному и количественному составу пищи изложены в прил. 2.>>.
В соответствии с пунктом 45 Правил организации пассажирских перевозок
на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31
декабря 1981 г.
No. 200 <<Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на
автомобильном транспорте>> <<В зоне остановочных пунктов на конечных
остановках и в местах кратковременного отдыха пассажиров на
междугородных маршрутах должны быть общественные туалеты>>.
Аналогичные нормы содержаться в пункте 45 Требований по обеспечению
безопасности движения на автобусных маршрутах, утвержденных Министром
автомобильного транспорта РСФСР 18 августа 1975 года, Министром
строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 17 июля 1975
года и Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 6 августа 1975
года, а также в абзаце 9 пункта 2.5.3. Требований к автомобильных
дорогам с регулярным автобусным сообщением, утвержденных Руководителей
Федеральной дорожной службы России 19.01.1999.
В соответствии с пунктом 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты
и порядка на территории муниципального образования <<город
Екатеринбург>>, утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы
от 23 апреля 2002 г. No. 19/4, (<<Санитарное содержание территории
города>>) <<Должностные лица предприятий, учреждений, организаций,
независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности,
в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении)
которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные
средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных
участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица,
ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб
жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их
организационно-правовой формы, деятельность которых связана со
строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий,
зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны
обеспечить:
... 3.1.13. Наличие общественных туалетов на закрепленных за ними
территориях. Режим работы и порядок санитарной обработки общественных
туалетов определяются соответствующими правилами содержания
общественных уборных (Приложение 4 к Правилам)>>.
Согласно Приложению 4 <<Перечень нормативных документов, используемых
при подготовке настоящих правил>> в число указанных нормативных
документов включены:
1. СанПиН 42-128-4690-88. - М., 1998. Санитарные правила и нормы
содержания территории населенных мест.
2. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения".
3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. - М., 1997. Санитарные нормы и правила.
Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов.
4. СанПиН 1600-77 - М., 1997 Санитарные правила устройства и
содержания кладбищ.
5. СанПиН 983-72 - М., 1972 Санитарные правила содержания общественных
уборных.
6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений.
7. Справочник. Санитарная очистка и уборка населенных мест. - М., АКХ,
1997.
8. Правила техники безопасности и производственной санитарии при
уборке городских территорий. - М., Стройиздат, 1980.
9. СНиП 3.01.01-85* - М., 1990. Организация строительного
производства.
10. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки
населенных мест. М., Стройиздат, 1980.
11. Областной закон от 26.11.97 N 68-ОЗ "О содержании домашних
животных в Свердловской области".
12. Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.02.99 N 59/2 "Об
утверждении "Временных правил содержания домашних животных в городе
Екатеринбурге".
В соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания
общественных уборных, утвержденных Заместителем Главного
государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г. N 983-72:
<<2. Места расположения общественных уборных и подходы к ним должны
быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и
вечернее время...
6. Площадь помещений общественных уборных, где расположены санитарные
приборы, должна приниматься исходя из следующих рекомендаций: на
каждый унитаз или очко - не менее 2,75 кв. м на каждый писсуар или на
каждые 0,75 длины лотка - 1,5 кв. м, высота помещений в отдельно
стоящих сооружениях - не менее 2,8 м в подземных уборных и 3,2 м в
наземных...
7. Общественные уборные в зависимости от их размещения должны иметь
естественное или искусственное освещение и отапливаться...
10. Стены и пол в общественных уборных должны быть покрыты легко
моющимися материалами, гладкими и водонепроницаемыми. Допускается
покрытие стен масляной краской. Устройство пола должно обеспечивать
сток жидкости в специальные трапы, соединенные с сетью канализации.
12. Территория вокруг общественной уборной должна быть асфальтирована
с уклонами для отвода поверхностных вод и озеленена....
13. В шлюзах уборных должны быть установлены умывальные раковины.
Рекомендуется применение электрополотенец. Сидения унитазов и чугунных
воронок (желательно из пластмассы) должны быть откидными с вырезом в
передней части...
17. На окна в помещениях уборных в летнее время должны быть натянуты
сетки от мух, в помещениях, где размещены санитарные приборы, должны
иметься шланги для обмыва пола, стен...
18. Общественные уборные должны быть обеспечены мылом,
электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой. В
кабинах должны быть крючки для верхней одежды, полки для личных вещей
посетителей, урны или бачки для бумаги, ваты и других отходов...>>.
Кроме того, необходимо отметить, что за испражнение своих естественных
надобностей в непредназначенных для этого местах граждан привлекают к
административной ответственности по статье 20.1. <<Мелкое
хулиганство>> Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (<<Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного
порядка, выражающее явное неуважение к обществу - влечет наложение
административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных
размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати
суток>>.
В соответствии со статьей 6.3. Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях предусмотрена административная
ответственность за <<Нарушение законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения>> (<<Нарушение
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих
санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет
предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в
размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на
должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты
труда>>.
В соответствии с медицинскими справочниками медицинскими последствия
длительного удержания мочи в организме являются:
- Простатит у мужчин;
- Воспаление матки у женщин;
- Камни в мочевом пузыре;
- Нарушения в мочевом пузыре, почках;
- Повышение артериального давления.
Представитель А.П. Рощина ________________Р.Е. Качанов
06.03.2008.
Добавить комментарий: