Судебное дело "Сутяжник Роман Качанов против "иных СМИ""
24.03.2008
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ
пр. Ленина, 24а, Екатеринбург, 620014
ТЕЛ. 376-43-93 FAX. 371-86-93 E-mail: [1]orq@qduma.mplik.ru
ОКПО 44655392. ИНН/КПП 6661061807 / 666101001
Ленинский районный суд
г. Екатеринбурга
Отзыв
на Заявление Качанова Р.Е. о проверке законности нормативных
правовых актов органов местного самоуправления муниципального
образования <<город Екатеринбург>>
Качанов Р.Е. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с
Заявлением о проверке законности нормативных правовых актов органов
местного самоуправления муниципального образования <<город
Екатеринбург>>, в котором просит признать пункт 7 статьи 52 Устава
муниципального образования <<город Екатеринбург>> в части слов <<либо
в ином официальном печатном издании, установленном городской Думой>>,
пункт 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998
года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской
городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> в
части слов <<или иных СМИ>>, Решение Екатеринбургской городской Думы
от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и
постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и
СМИ города Екатеринбурга>> противоречащими законодательству Российской
Федерации и недействующими.
Екатеринбургская городская Дума не согласна с требованиями Заявителя,
считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по
следующим основаниям:
1. Заявитель одновременно требует признать несоответствующим
законодательству как полностью Решение Екатеринбургской городской
Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и
постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и
СМИ города Екатеринбурга>> (далее - Решение от 22 сентября 1998 года
No.45/3) так и в части пункта 3. Между тем, согласно части 1 статьи
251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГГДС РФ)
заявление о признании нормативного правового акта должно содержать
требования о признании его противоречащим закону полностью или в
части. Одновременное заявление альтернативных требований является
нарушением процессуального законодательства.
Заявление Качанова Р.Е. содержит обоснование заявленных им требований
только по пункту 3 Решения от 22 сентября 1998 года No.45/3, тогда как
в соответствии с частью 5 статьи 251 ГПК РФ, в случае оспаривания акта
в целом, оно должно указывать на нарушения прав и свобод заявителя или
неопределенного круга лиц также и по пунктам 1, 2, 4 - 7 этого
решения. Таким образом, основания для признания в целом Решения от 22
сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений
Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города
Екатеринбурга>> несоответствующим законодательству отсутствуют.
2. Пунктом 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года
<<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации>> установлено, что <<порядок опубликования (обнародования)
муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального
образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними
граждан>>. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 44 Федерального закона <<Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации>> установлено, что в уставе муниципального образования
должны определяться <<виды, порядок принятия (издания), официального
опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных
правовых актов>>. Указания на обязательность определения в уставе
муниципального образования конкретного печатного средства массовой
информации указанный Закон не содержит.
Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона <<Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>
статьей 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>
установлены виды правовых актов Думы, процедура их принятия,
подписания и опубликования (обнародования), то есть общий порядок
правотворческой деятельности Думы. Пунктом 2 указанной статьи
определено, что помимо Устава такой порядок может быть установлен
решениями городской Думы, поскольку устав муниципального образования
на местном уровне является основополагающим документом и не может
регулировать все вопросы местного значения. По этой же причине
оспариваемый Заявителем пункт 7 статьи 52 Устава муниципального
образования <<город Екатеринбург>> определяет, что решения
Екатеринбургской городской Думы подлежат публикации (обнародованию) в
<<Вестнике Екатеринбургской городской Думы>> как в основном (главном)
печатном издании, специально для этого предназначенном и учрежденном
Екатеринбургской городской Думой и Главой Екатеринбурга, и допускает
публикацию в ином официальном печатном издании, установленном Думой
дополнительно. Следовательно, Решение Думы от 22 сентября 1998 года
No.45/3 по отношению к нормам статьи 52 Устава муниципального
образования <<город Екатеринбург>>, является конкретизирующим,
дополнительно регулируя порядок публикации решений Думы. Так, в
частности, пунктом 1 указанного решения реализуется установленное
подпунктом 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона <<Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>
право на учреждение печатного средства массовой информации для
опубликования муниципальных правовых актов.
Таким образом, Федеральный закон <<Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации>> не обязывает органы
местного самоуправления учреждать собственные средства массовой
информации, а даёт им такое право, и не предписывает указывать в
самом уставе муниципального образования название конкретного
печатного издания, в котором публикуются муниципальные правовые акты.
В уставе муниципального образования может быть определено название
печатного издания, а может быть просто указан способ определения
этого печатного издания, в том числе решением представительного
органа муниципального образования.
3. Екатеринбургская городская Дума не обязана указывать в Решении от
22 сентября 1998 года No.45/3 определенное печатное издание, поскольку
в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Устава муниципального образования
<<город Екатеринбург>> обязанность по обнародованию принятых Думой
Решений возложена на Главу Екатеринбурга. В случае указания в решении
Екатеринбургской городской Думы иного печатного издания, кроме
<<Вестника Екатеринбургской городской Думы>>, Глава Екатеринбурга
обязан данную норму исполнить. Указание в каждом отдельном решении
Думы на необходимость опубликования этого решения дополнительно в
газете <<Вечерний Екатеринбург>> будет исполнением нормы пункта 7
статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>.
4. Принимая в пределах своей компетенции решение по вопросам местного
значения, Екатеринбургская городская Дума в тексте решения указывает
на то, где надлежит его опубликовать. Обязательным в таких случаях
всегда является указание на <<Вестник Екатеринбургской городской
Думы>> и в особо важных случаях, когда принятое решение требуется
довести в кратчайшие сроки до большего количества населения
муниципального образования <<город Екатеринбург>>, указывается
дополнительные источник -газета <<Вечерний Екатеринбург>>. Доводы
Заявителя о том, что фраза <<и иных СМИ>> означает публикацию <<где
угодно>> не подтверждаются и сложившейся практикой - публикации не
только решений Думы, но актов Главы Екатеринбурга, других важных для
города документов (или информации) только в газете <<Вечерний
Екатеринбург>>. Например, Глава Екатеринбурга с 2000 года
(Постановление от 19 июля 2000 года No.755, Постановление от 19
февраля 2003 года No.175) по настоящее время (Постановление от 02 мая
2007 года No.1853 <<Об официальном опубликовании актов Главы
Екатеринбурга>>) определяет, что официальным опубликованием
постановлений и распоряжений Главы Екатеринбурга является их
опубликование в газете <<Вечерний Екатеринбург>>. Доказательств
опубликования нормативных правовых актов, принятых Екатеринбургской
городской Думой, в другом, никому не известном источнике, помимо
<<Вестника Екатеринбургской городской Думы>> и газеты <<Вечерний
Екатеринбург>>, Заявителем не представлено.
5. Доводы Заявителя о том, что под <<иными СМИ>> можно понимать не
только периодическое печатное издание, но и, например, радио -,
телепрограмму, также не основательны. Наименование оспариваемого
Заявителем Решения Думы <<О публикации решений Екатеринбургской
городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>>
напрямую указывает на публикацию как способ обнародования, исключая,
таким образом, распространение в иных средствах массовой информации,
кроме периодических печатных изданий. Более того, если исходить из
понятия
<<периодического печатного издания>>, установленного статьей 2 Закона
Российской Федерации <<О средствах массовой информации>>, когда под
этим
понимается <<газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание,
имеющее
постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного
раза в
год>>, газета <<Вечерний Екатеринбург>> полностью отвечает этим
требованиям.
При этом, необходимо понимать, что публикация нормативного правового
акта, принятого Екатеринбургской городской Думой, только в газете
<<Вечерний Екатеринбург>> невозможна. В любом случае, все акты,
принимаемые Думой, в обязательном порядке публикуются в <<Вестнике
Екатеринбургской городской Думы>>. Таким образом, право граждан на
ознакомление с принимаемыми Думой решениями не только не нарушается,
но и предоставляется возможность более оперативно и в большем
количестве (по распространению газеты) получить информацию о принятых
Думой решениях из газеты <<Вечерний Екатеринбург>>.
6. В описываемом Заявителем случае, произошедшем во время
рассмотрения его запроса в Уставном Суде Свердловской области, не
произошло нарушения его прав, установленных статьей 15 Конституции
Российской Федерации. Так, Решение Екатеринбургской городской Думы от
14 ноября 2006 года No.79/31 <<О внесении изменений в Решение
Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года No.1/18 <<Об
утверждении Положения <<О порядке и сроках рассмотрения обращений
граждан в органы местного самоуправления муниципального образования
<<город Екатеринбург>> было опубликовано и в газете <<Вечерний
Екатеринбург>> No. от 22 ноября 2006 года, и в <<Вестнике
Екатеринбургской городской Думы>> No.118 от 22 ноября 2006 года. То
есть, оба печатных издания были выпущены в свет в один день - 22
ноября 2006 года и на день рассмотрения дела в Уставном Суде
Свердловской области Решение Екатеринбургской городской Думы от 14
ноября 2006 года No.79/31 вступило в силу. То есть, публикация
указанного Решения в газете <<Вечерний Екатеринбург>> не имела
принципиального значения для разрешения дела Заявителя в Уставном
Суде Свердловской области и, как следствие, не нарушила и не может
нарушать его права и законные интересы.
7. Как оспариваемое Заявителем Решение от 22 сентября 1998 года
No.45/3 в целом, так и его пункт 3 были ранее предметом рассмотрения в
Уставном Суде Свердловской области, который своим Постановлением от 13
мая 2003 года по делу о соответствии Уставу Свердловской области
Решения Екатеринбургской от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О
публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в
официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> признал пункты 1, 2 и
3 соответствующим Уставу Свердловской области. При этом, в отношении
пункта 3 Уставный Суд Свердловской области указал, что регулирование
общего порядка официального опубликования правовых актов Думы возможно
Уставом муниципального образования <<город Екатеринбург>>. При этом
Решение от 22 сентября 1998 года No.45/3 будет являться
конкретизирующим по отношению к норме, закрепленной в Уставе
муниципального образования <<город Екатеринбург>>. То есть,
<<регулирование в уставе муниципального образования порядка
официального опубликования нормативных правовых актов органов местного
самоуправления не исключает возможности принятия ими отдельных
правовых актов, касающихся тех или иных элементов этого порядка>>. В
Определении Уставного Суда Свердловской области от 28 ноября 2006 года
по запросу Качанова Р.Е. Уставный Суд Свердловской области ещё раз
указал, что <<опубликование решения Екатеринбургской городской Думы в
газете <<Вечерний Екатеринбург>> отвечает требованиям официального
опубликования и не нарушает принципа гласности в деятельности органов
местного самоуправления>>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 251, 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
В удовлетворении требований Качанова Р.Е. о признании пункта 7 статьи
52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> в части
слов <<либо в ином официальном печатном издании, установленном
городской Думой>>, пункта 3 Решения Екатеринбургской городской Думы
от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и
постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и
СМИ города Екатеринбурга>> в части слов <<или иных СМИ>>, Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О
публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в
официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> противоречащими
законодательству Российской Федерации и недействующими отказать.
Председатель
Екатеринбургской
городской Думы Е.Н. Порунов
исп. Ситник А.В., 371-33-13
Ссылки
1. mailto:orq@qduma.mplik.ru
Добавить комментарий: