Судебное дело "Сутяжник Роман Качанов против "иных СМИ""
24.03.2008
ГЛАВА ЕКАТЕРИНБУРГА
пр.Ленина, 24а, г.Екатеринбург, 620014
Тел. 355-29-90, факс (343) 355-29-92
E-mail: [1]glava@adm-ekburg.ru
[2]www.ekburg.ru
В Ленинский районный суд города Екатеринбурга
Заявитель:
Качанов Роман Евгеньевич
Заинтересованные лица:
Глава Екатеринбурга
620014, г.Екатеринбург, пр. Ленина, 24 А
Екатеринбургская городская Дума 620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина,
24 А
ОТЗЫВ
на заявление о признании противоречащими закону положений устава
муниципального
образования <<город Екатеринбург>>, Решения Екатеринбургской городской
Думы
Качанов Р.Е. обратился с заявлением о признании п. 7 ст. 52 Устава
муниципального образования <<город Екатеринбург>>, Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации
решений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ
города Екатеринбурга>> противоречащими действующему законодательству.
С заявленными требованиями не согласны, считаем их необоснованными по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и
опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом
органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы,
гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими
нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о
признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим
необходимо соблюдение также следующих условий:
* нарушение прав и свобод гражданина;
* противоречие оспариваемого акта нормативно-правовому акту,
имеющему большую юридическую силу.
Нормы права, устанавливающие официальное опубликование Решений
Екатеринбургской городской Думы в официальном издании <<Вестник
Екатеринбургской городской Думы>> или иных СМИ, не нарушают прав
заявителя. Они направлены на обеспечение возможности населения
ознакомиться с теми актами, права и свободы которых они затрагивают.
На отсутствие нарушения прав Качанова Р.Е. указано в Определение
Уставного суда Свердловской области от 28.11.2006 г. <<По делу о
соответствии Уставу Свердловской области п.п. 2, 3 п. 1 ст. 7 и п. 1
ст. 8 Положения <<О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в
органы местного самоуправления муниципального образования <<город
Екатеринбург>>, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы
от 24.01.2006 г. No. 1/18>>.
Оспариваемые нормативные правовые акты: Устав муниципального
образования <<город Екатеринбург>> (пункт 7 статьи 52), Решение
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации
решений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ
города Екатеринбурга>> - приняты уполномоченным органом. Согласно ст.
26, п. 1 ст. 52 Устава муниципального образования <<город
Екатеринбург>> к полномочиям городской Думы принятие Устава, внесение
в него изменений и дополнений, принимает решения, устанавливающие
правила, обязательные для исполнения на территории муниципального
образования.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ 29.11.2007 г. No. 48
выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого
нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок
его опубликования, государственной регистрации (если государственная
регистрация данного акта предусмотрена законодательством).
Первоначальный текст Устава опубликован в издании <<Вестник
Екатеринбургской городской Думы>>, 15.07.2005, No. 95, зарегистрирован
в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 27.10.2005 No.
RU663020002005023; первоначальный текст Решения опубликован в издании
<<Вестник Екатеринбургской городской Думы>>, 09.04.1999, No. 14.
Кроме того, оспариваемые акты соответствуют действующему
законодательству.
Оспариваемые заявителем нормы закрепляют порядок официального
опубликования нормативных правовых актов Екатеринбургской городской
Думы, а именно: опубликование в издании <<Вестник Екатеринбургской
городской Думы>> либо в ином официальном издании.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации
любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается
публикация его полного текста на государственном языке Российской
Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой
информации, которое определено в качестве официального периодического
издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов,
принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового
акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого
акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в
исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании
периодического издания, осуществляющего официальное опубликование
нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании,
и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо
обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном
учредительными документами публичного образования) необходимо
проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным
лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность
ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была
обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может
признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном
издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Данной позиции придерживается Пленум Верховного суда РФ в
постановлении от 29.11.2007 г. No. 48 <<О практике рассмотрения судами
дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части>>.
Федеральное законодательство оставляет регулирование порядка
официального опубликования муниципальных правовых актов на
муниципальном уровне.
В соответствии со статьей 47 Закона от 06.10.2003 No. 131-ФЗ <<Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации>> муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке,
установленном уставом муниципального образования. Муниципальные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, вступают в силу после их официального опубликования
(обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных
правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и
должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за
исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений,
содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным
законом.
Устав муниципального образования <<город Екатеринбург>> определяет в
п. 7 ст. 52, что официальным опубликованием Решений Екатеринбургской
городской Думы является их опубликование в издании <<Вестник
Екатеринбургской городской Думы>> или ином официальном печатном
издании.
На уровне муниципального образования <<город Екатеринбург>> действуют
два официальных печатных издания: <<Вестник Екатеринбургской городской
Думы>> и газета <<Вечерний Екатеринбург>> (Постановление Главы
Екатеринбурга от 02.05.2007 No. 1853 <<Об официальном опубликовании
правовых актов Главы Екатеринбурга>>).
Таким образом, круг официальных печатных изданий определен в
муниципальном образовании <<город Екатеринбург>> определен, что
соответствует действующему законодательству и не может нарушать права
и интересы заявителя.
Кроме того, Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No.
45/3 <<О публикации решений Екатеринбургской городской Думы в
официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> являлось предметом
рассмотрения Уставного суда Свердловской области.
Постановлением Уставного суда Свердловской области от 13.05.2003 г.
<<По делу о соответствии Уставу Свердловской области Решения
Екатеринбургской городской Думы о 22.09.1998 г. No. 45/3...>> Решение
<<О публикации решений Екатеринбургской городской Думы в официальном
издании и СМИ города Екатеринбурга>> признано соответствующим Уставу
Свердловской области.
На основании ст. 72 Закон от 06.05.1997 No. 29-03 <<Об Уставном суде
Свердловской области>> Уставный Суд при принятии решения не связан
основаниями и доводами, изложенными в обращении. Согласно ст. 77
решение Уставного Суда, принятое в пределах его полномочий,
обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его
провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
В соответствии с п. 8 ст. 251 ГПК РФ при наличии вступившего в
законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого
нормативного правового акта органа местного самоуправления, по
основаниям, указанным в заявлении, суд вправе прекратить производство
по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 251, 253
ПРОШУ:
В удовлетворении заявления о признании недействующими п. 7 ст. 52
Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>, Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации
решений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ
города Екатеринбурга>> отказать.
Представитель Главы Екатеринбурга
(доверенность от 25.12.2007 г. No. 213)
И.С.Ваулина
Ссылки
1. mailto:glava@adm-ekburg.ru
2. http://www.ekburg.ru/
Добавить комментарий: