ќбщественное объединение "—ут€жник"

√лавна€ страница

Ќовые документы и материалы

ѕодборка материалов "ёридическа€ сила актов судебного нормоконтрол€"


ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ —”ƒј –‘ от 4 ма€ 2000 г. N 101- ќ "ѕќ ∆јЋќЅ≈ ќ“ –џ“ќ√ќ ј ÷»ќЌ≈–Ќќ√ќ ќЅў≈—“¬ј "—≈¬≈–Ќџ≈ ћј√»—“–јЋ№Ќџ≈ Ќ≈‘“≈ѕ–ќ¬ќƒџ" Ќј Ќј–”Ў≈Ќ»≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ’ ѕ–ј¬ » —¬ќЅќƒ „ј—“яћ» ѕ≈–¬ќ… » “–≈“№≈… —“ј“№» 79 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ «ј ќЌј "ќ  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќћ —”ƒ≈ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"

 

04.05.2000

 

»сточник публикации:
"¬естник  онституционного —уда –‘", N 6, 2000
             

                   ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ… —”ƒ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

                                ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈

                          от 4 ма€ 2000 г. N 101-ќ

                 ѕќ ∆јЋќЅ≈ ќ“ –џ“ќ√ќ ј ÷»ќЌ≈–Ќќ√ќ ќЅў≈—“¬ј

             "—≈¬≈–Ќџ≈ ћј√»—“–јЋ№Ќџ≈ Ќ≈‘“≈ѕ–ќ¬ќƒџ" Ќј Ќј–”Ў≈Ќ»≈

            ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ’ ѕ–ј¬ » —¬ќЅќƒ „ј—“яћ» ѕ≈–¬ќ… » “–≈“№≈…

               —“ј“№» 79 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ «ј ќЌј

               "ќ  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќћ —”ƒ≈ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"

    онституционный  —уд  –оссийской ‘едерации в составе ѕредседател€ ћ.¬.
   Ѕагла€,  судей Ќ.—. Ѕондар€, Ќ.¬. ¬итрука, Ћ.ћ. ∆арковой, √.ј. ∆илина,
   ¬.ƒ.  «орькина,  ј.Ћ.   ононова,  ¬.ќ.  Ћучина,  “.√. ћорщаковой, ё.ƒ.
   –удкина,  Ќ.¬.  —елезнева,  ј.я. —ливы, ¬.√. —трекозова, ќ.». “иунова,
   Ѕ.—. Ёбзеева, ¬.√. ярославцева,

   заслушав  в  пленарном  заседании  заключение  судьи  “.√. ћорщаковой,
   проводившей  на  основании  статьи  41  ‘едерального  конституционного
   закона  "ќ   онституционном —уде –оссийской ‘едерации" предварительное
   изучение жалобы ќјќ "—еверные магистральные нефтепроводы",

                                 установил:

   1.   оммерческий  банк  "—евернефтьбанк"  по  платежным поручени€м ќјќ
   "—еверные  магистральные  нефтепроводы"  списал с его расчетного счета
   денежные средства дл€ уплаты налога на добавленную стоимость, однако в
   бюджет  их  не  перечислил.  ¬  св€зи с этим государственна€ налогова€
   инспекци€  по городу ”хте направила инкассовые поручени€ на бесспорное
   списание  со  счета ќјќ "—еверные магистральные нефтепроводы" недоимки
   по  указанному  налогу,  что  частично и было сделано в €нваре и марте
   1998 года.

   ѕосле    прин€ти€     онституционным    —удом   –оссийской   ‘едерации
   ѕостановлени€   от   12   окт€бр€   1998   года  по  делу  о  проверке
   конституционности  пункта  3 статьи 11 «акона –оссийской ‘едерации "ќб
   основах  налоговой  системы  в  –оссийской  ‘едерации", в котором было
   установлено,  что об€занность по уплате налога считаетс€ исполненной с
   момента  списани€  в  этих  цел€х  банком  со  счета налогоплательщика
   денежных средств, ќјќ "—еверные магистральные нефтепроводы" обратилось
   в   јрбитражный   суд   –еспублики    оми  с  иском  о  возложении  на
   государственную   налоговую  инспекцию  об€занности  произвести  зачет
   списанных  и  не  перечисленные банком сумм, как излишне уплаченных, в
   погашение  числ€щейс€  за  за€вителем  недоимки  и  в счет предсто€щих
   платежей по налогу на добавленную стоимость.

   јрбитражный  суд  –еспублики  оми решением от 3 июн€ 1999 года исковые
   требовани€  ќјќ  "—еверные  магистральные  нефтепроводы"  удовлетворил
   частично,  об€зав государственную налоговую инспекцию произвести зачет
   в  погашение  недоимки  лишь  тех  списанных  со  счета  ќјќ "—еверные
   магистральные  нефтепроводы"  сумм, которые по состо€нию на 12 окт€бр€
   1998  года, т.е. на день провозглашени€ постановлени€  онституционного
   —уда  –оссийской ‘едерации, еще не были взысканы в бесспорном пор€дке.
   ‘едеральный  арбитражный  суд  ¬олго  - ¬€тского округа признал данное
   решение законным и обоснованным, сославшись на то, что согласно статье
   79   ‘едерального  конституционного  закона  "ќ   онституционном  —уде
   –оссийской  ‘едерации"  ѕостановление  онституционного —уда –оссийской
   ‘едерации  вступает  в  силу  с момента его провозглашени€, и именно с
   этого момента акт, признанный неконституционным, утрачивает силу.

   ¬   своей  жалобе  в   онституционный  —уд  –оссийской  ‘едерации  ќјќ
   "—еверные магистральные нефтепроводы" утверждает, что положени€ частей
   первой  и  третьей  статьи  79 ‘едерального конституционного закона "ќ
    онституционном —уде –оссийской ‘едерации", предполагающие наступление
   правовых  последствий признани€ нормативного акта неконституционным не
   со   дн€  его  прин€ти€,  а  лишь  с  момента  провозглашени€  решени€
    онституционного  —уда  –оссийской  ‘едерации,  нарушают  закрепленные
    онституцией –оссийской ‘едерации принцип равенства всех перед законом
   (стать€ 19), право на свободное использование своего имущества (стать€
   34) и право собственности (стать€ 35).

   2.  ѕозици€  ќјќ  "—еверные магистральные нефтепроводы", основанна€, в
   частности,  на  вынесенных  по его делу решени€х арбитражных судов, не
   вытекает  ни  из  буквального  смысла оспариваемых положений, ни из их
   толковани€   онституционным  —удом –оссийской ‘едерации, которое нашло
   отражение  в  ранее  вынесенных  им  решени€х. «а€витель фактически не
   соглашаетс€ с отказом арбитражных судов в пересмотре решений налоговых
   органов,   основанных   на   актах,   признанных  не  соответствующими
    онституции –оссийской ‘едерации.

   ѕоложение части третьей статьи 79 ‘едерального конституционного закона
   "ќ     онституционном    —уде    –оссийской    ‘едерации",   напротив,
   предусматривает,  что  решени€  судов  и  иных  органов, основанные на
   актах,  признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны
   быть  пересмотрены  в установленных федеральным законом случа€х. “акой
   пересмотр,    однако,   не   может   производитьс€   без   надлежащего
   волеизъ€влени€   заинтересованных   субъектов   и   учета   требований
   отраслевого законодательства.

   ƒанное  положение  уже  было  предметом  анализа  онституционного —уда
   –оссийской  ‘едерации.  ¬ определении от 14 €нвар€ 1999 года по жалобе
   гражданки   ».¬.   ѕетровой   разъ€сн€лось,   что  под  установленными
   федеральным  законом  случа€ми  имеютс€  в  виду  закрепленные  другим
   (помимо  ‘едерального  конституционного закона "ќ  онституционном —уде
   –оссийской   ‘едерации")   законодательством  материально  -  правовые
   основани€  и  процессуальные  институты;  наличие  же  материальных  и
   процессуальных   предпосылок,   а   также  возможных  преп€тствий  дл€
   пересмотра  основанных на неконституционных актах решений (например, в
   св€зи  с  истечением  срока  исковой давности либо пропуском срока дл€
   возобновлени€  дела  по  вновь  открывшимс€  обсто€тельствам) подлежит
   установлению  по за€влению гражданина или уполномоченного должностного
   лица  тем  судом,  к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при
   соблюдении общих правил судопроизводства.

   —огласно  правовой  позиции,  сформулированной   онституционным  —удом
   –оссийской  ‘едерации в данном определении, дл€ защиты прав за€вителей
   от    решений,    основанных   на   неконституционных   актах,   могут
   использоватьс€   все   предусмотренные   отраслевым  законодательством
   судебные  процедуры.  ѕересмотр  судебных решений в св€зи с признанием
   примененной  нормы  неконституционной  возможен,  в  частности,  как в
   пор€дке судебного надзора, так и по вновь открывшимс€ обсто€тельствам.
   ќграничение   же   круга   оснований  пересмотра  дел,  преп€тствующее
   восстановлению  нарушенных  прав и законных интересов субъектов права,
   также  признано  не соответствующим  онституции –оссийской ‘едерации в
   ѕостановлени€х   от   2   феврал€   1996   года  по  делу  о  проверке
   конституционности  отдельных положений статей 371, 374 и 384 ”ѕ  –—‘—–
   и  от  3  феврал€  1998  года  по  делу  о  проверке конституционности
   положений  статей  180,  181,  187 и 192 јѕ  –оссийской ‘едерации. ѕри
   этом   в   соответствии  с  правовой  позицией   онституционного  —уда
   –оссийской  ‘едерации  признание  в  конституционном  судопроизводстве
   примененной   другими  судами  нормы  не  соответствующей   онституции
   –оссийской  ‘едерации  во  всех случа€х свидетельствует о неправильном
   применении  закона и о €вившейс€ результатом этого судебной ошибке при
   разрешении  дела, так как по смыслу статей 15 (части 1 и 2), 18, 120 и
   125  (часть  4)   онституции  –оссийской ‘едерации в том истолковании,
   которое   дано   в   ѕостановлении   онституционного  —уда  –оссийской
   ‘едерации  от  16  июн€  1998  года  по  делу  о  толковании отдельных
   положений  статей 125, 126 и 127  онституции –оссийской ‘едерации, суд
   общей   юрисдикции  или  арбитражный  суд  не  вправе  при  разрешении
   конкретного   дела  примен€ть  противоречащие   онституции  –оссийской
   ‘едерации  нормы.  ѕересмотр же основанных на них решений судов служит
   защите права, нарушенного неконституционными правовыми актами.

   ¬ то же врем€ в определении  онституционного —уда –оссийской ‘едерации
   от   14   €нвар€   1999   года  подтверждено,  что  при  использовании
   процессуальных  институтов,  в рамках которых осуществл€етс€ пересмотр
   дел,  разрешенных  на  основе  норм,  признанных  онституционным —удом
   –оссийской ‘едерации противоречащими  онституции –оссийской ‘едерации,
   действуют       установленные      соответствующим      процессуальным
   законодательством услови€ и сроки, в пределах которых заинтересованные
   лица  могут  по собственной инициативе осуществить действи€ дл€ защиты
   своих прав и законных интересов.

   ѕриведенные   решени€   и   правовые   позиции   онституционного  —уда
   –оссийской  ‘едерации  сохран€ют силу и согласно статье 6 ‘едерального
   конституционного  закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации"
   €вл€ютс€  об€зательными. ¬ соответствии с ними положение части третьей
   статьи 79 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде
   –оссийской  ‘едерации"  не  может  рассматриватьс€  как не допускающее
   пересмотр   правоприменительных  решений,  состо€вшихс€  до  признани€
   неконституционными  положенных в их основу норм. “ем более исключаетс€
   применение   таких   норм   -   после   провозглашени€   постановлени€
    онституционного  —уда  –оссийской ‘едерации - в цел€х принудительного
   исполнени€   возложенной  ими,  но  еще  не  исполненной  об€занности,
   признанной не соответствующей  онституции –оссийской ‘едерации.

   3.  —огласно пункту 12 части первой статьи 75 и статье 80 ‘едерального
   конституционного  закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации"
    онституционный  —уд  –оссийской  ‘едерации  вправе,  в зависимости от
   характера  рассматриваемого  вопроса,  установить  пор€док  вступлени€
   решени€   онституционного  —уда  –оссийской  ‘едерации в силу, а также
   пор€док, сроки и особенности его исполнени€.

   ”казанное  правомочие  онституционного —уда –оссийской ‘едерации также
   подтверждает,  что  оспариваемые  положени€  частей  первой  и третьей
   статьи 79 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде
   –оссийской    ‘едерации",    предусматривающие    вступление   решени€
    онституционного  —уда  –оссийской  ‘едерации  в силу немедленно после
   провозглашени€, сами по себе не определ€ют момент наступлени€ правовых
   последствий  признани€ акта неконституционным, в том числе тот момент,
   с которого подлежит восстановлению нарушенное неконституционной нормой
   право.  ¬  зависимости  от  характера  регулируемых правоотношений это
   может   по-разному   решатьс€   законодателем,   онституционным  —удом
   –оссийской ‘едерации, либо - при отсутствии специального регулировани€
   или  решени€   онституционного  —уда  –оссийской  ‘едерации  - другими
   судами  на  основе  непосредственного применени€ конституционных норм,
   что    вытекает    из   части   четвертой   статьи   79   ‘едерального
   конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации".

   »сход€ из цели обеспечени€ баланса конституционно - значимых интересов
   и  недопустимости нарушени€ прав и свобод других лиц при осуществлении
   прав  и  свобод человека и гражданина (стать€ 17, часть 3,  онституции
   –оссийской  ‘едерации),  онституционный —уд –оссийской ‘едерации может
   определить  и особенности реализации положени€ части третьей статьи 79
   ‘едерального   конституционного   закона   "ќ    онституционном   —уде
   –оссийской   ‘едерации",   в   том  числе  путем  отсрочки  исполнени€
   постановлени€      онституционного    —уда    –оссийской    ‘едерации,
   обусловленной,  в  частности, необходимостью обеспечивать стабильность
   правоотношений  в  интересах  субъектов  права. ќднако в ѕостановлении
    онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 12 окт€бр€ 1998 года, по
   поводу  распространени€  которого  на  период  до его провозглашени€ у
   за€вител€  возник  спор с налоговой инспекцией, какие-либо особенности
   его исполнени€ установлены не были.

   ¬  то  же  врем€ предусмотренный частью третьей статьи 79 ‘едерального
   конституционного  закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации"
   пересмотр  другими  судами  правоприменительных решений, основанных на
   неконституционных   нормах,   предполагает   наличие   у  судов  общей
   юрисдикции  и  арбитражных  судов  дискреционных полномочий при выборе
   различных,  св€занных  с особенност€ми соответствующих правоотношений,
   форм  восстановлени€  нарушенного права (например, не путем возмещени€
   ущерба  от  незаконных  изъ€тий  денежных  средств, а на основе зачета
   излишне взысканного в счет будущих платежей).

   ѕроверка  же  законности и обоснованности вынесенных по делу за€вител€
   правоприменительных   решений   -   в   том  числе  с  учетом  имеющих
   об€зательный   характер   правовых   позиций    онституционного   —уда
   –оссийской  ‘едерации  относительно  толковани€  оспариваемых в жалобе
   положений ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде
   –оссийской   ‘едерации"   -   осуществл€етс€   вышесто€щими  судебными
   инстанци€ми   в   системе   арбитражной   юрисдикции   и   к   ведению
    онституционного —уда –оссийской ‘едерации не относитс€.

   Ётим   не   затрагиваетс€   правомочие  законодател€,  который  вправе
   определить  особый  пор€док  и услови€ пересмотра решений судов и иных
   органов,    основанных    на    актах,    признанных    постановлением
    онституционного   —уда  –оссийской  ‘едерации  неконституционными,  и
   восстановлени€ нарушенных ими прав и законных интересов.

   »сход€  из  изложенного  и  руководству€сь пунктами 1 и 3 части первой
   статьи  43  и  частью  первой  статьи 79 ‘едерального конституционного
   закона  "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный
   —уд –оссийской ‘едерации

                                 определил:

   1.   ќтказать   в   прин€тии   к  рассмотрению  жалобы  ќјќ  "—еверные
   магистральные   нефтепроводы",   поскольку   по   предмету   обращени€
    онституционным  —удом  –оссийской ‘едерации ранее была сформулирована
   правова€    позици€,    сохран€юща€    свою    силу,    а    пересмотр
   правоприменительных   решений,   основанных   на   законе,  признанном
    онституционным   —удом   –оссийской   ‘едерации   не  соответствующим
    онституции  –оссийской  ‘едерации,  не относитс€ к подведомственности
    онституционного —уда –оссийской ‘едерации.

   2.  ќпределение   онституционного  —уда –оссийской ‘едерации по данной
   жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

   3.   Ќасто€щее   ќпределение   подлежит   опубликованию   в  "¬естнике
    онституционного —уда –оссийской ‘едерации".


≈сли вы хотите поддержать нашу де€тельность, то введите в поле ниже сумму в рубл€х, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку р€дом:

рублей.      


ѕоделитьс€ в социальных сет€х:

  Diaspora*

 омментарии:

ƒобавить комментарий:

¬аше им€ или ник:

(¬ойти? «арегистрироватьс€? «абыли пароль? ¬ойти под OpenID?)

¬аш e-mail (не об€зателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

¬аш комментарий:

¬ведите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распор€жением ћинюста –‘ —–ќќ "—ут€жник" включена в реестр иностранных агентов.