Подборка материалов "Отмена права голосовать "против всех""
23.08.2007
Дело No.2-6180/07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"16" августа 2007 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в
составе председательствующего Ковалева С.Н.,
при секретаре Шмелевой Т.Н.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Михайловой Валентины
Николаевны об оспаривании действий Избирательной комиссии
Санкт-Петербурга,
УСТАНОВИЛ:
Заявительница обратилась в суд с заявлением от 11.03.2007, в котором
просила признать незаконными действия Избирательной комиссии
Санкт-Петербурга (Горизбирком Санкт-Петербурга) по лишению её права на
голосование и учёт её мнения, а также обязать Горизбирком Санкт
Пётербурга восстановить в полном объёме её права путём приостановления
выборов депутатов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
11.03.2007 (л.д.5-7)
В обоснование своих требований заявительница указала, что при выборах
депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 11.03.2007 на
избирательном участке No.1774 ей вручили бюллетень, в котором
отсутствовала позиция <<против всех>>, в связи с чем она не могла
реализовать своё намерение проголосовать против всех кандидатов и
партий, в чём усматривает нарушение своего избирательного права,
предусмотренного Конституциёй РФ и международными договорами РФ.
В судебном заседании заявительница свои требования поддержала, указав,
что требование о приостановлении выборов депутатов в Законодательное
Собрание неисполнимо, в связи с полагает, что меры по восстановлению
её нарушенного права должен определить суд.
Представитель Горизбиркома Санкт-Петербурга в судебном заседании
отсутствовал, о слушании дел был извещён повесткой (л.д.56) возражение
на заявление председатель Горизбиркома Санкт-Петербурга в письменном
виде представил, в котором высказался против удовлетворения требований
заявительницы и просил рассмотреть дело в своё отсутствие (л. д. 57,
58)
С учётом положений ч.2 ст.257 ГПК РФ суд посчитал возможным
рассмотрение дела в отсутствие представителя Горизбиркома
Санкт-Петербурга.
Выслушав заявительницу, изучив материалы дела, суд приходит к выводу
об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.2 и п.4 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" от 12.06.2002 No. 67-ФЗ (в редакции Федеральных законов от
27.09.2002 No. 119-ФЗ, от 23.06.2003 No. 83-ФЗ, от 04.07.2003 No.
97-ФЗ, от 04.07.2003 No. 102-ФЗ, от 07.06.2004 No. 46-ФЗ, от
12.08.2004 No. 99-ФЗ, от 22.08.2004 No.122-ФЗ, от 11.12.2004
No.159-ФЗ, от 29.06.2005 No. 69-ФЗ, от 21.07.2005 No. 93-ФЗ, от
12.07.2006 No. 106-ФЗ, от 12.07.2006 No.107-ФЗ, от 25.07.2006 No.
128-ФЗ, от 05.12.2006 No. 225-ФЗ, от 30.12.2006 No. 274-ФЗ, от
30.01.2007 No. 6-ФЗ, действовавшей на 11.03.2007) бюллетени
изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии,
форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок
осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается
соответствующими комиссиями.
В данном случае Горизбирком Санкт-Петербурга как избирательная
комиссия субъекта Российской Федерации являлся соответствующей
избирательной комиссией, так как в силу ст.21 Устава Санкт-Петербурга
формируется для подготовки и проведения выборов в органы
государственной власти Санкт-Петербурга, согласно пп.26 п.2 ст.4
Закона Санкт-Петербурга <<О Санкт-Петербургской избирательной
комиссии>> устанавливает формы и обеспечивает изготовление
избирательных бюллетеней на выборах депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга.
С 15.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 12.07.2006 No. 107-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ
(ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)", которым внесены изменения в ст.63
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в частности,
пункт 8 указанной статьи, ранее предусматривавший, что в избирательном
бюллетене в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований
избирательных объединений помещается строка "Против всех кандидатов"
("Против всех списков кандидатов") с расположенным справа от нее
пустым квадратом, изложен в новой редакции, не предусматривающей в
бюллетене наличие строки "Против всех кандидатов" ("Против всех
списков кандидатов").
Одновременно внесены изменения в ст. б Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми возможность
голосования на выборах и референдумах против всех кандидатов (против
всех списков кандидатов) исключена.
Из изложенного следует, что при определении формы избирательного
бюллетеня на выборах депутатов Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга Горизбирком Санкт-Петербурга исходил из требований
действующего законодательства, на что и указывается в представленных в
суд Горизбиркомом возражениях.
Довод заявительницы о том, что Федеральный закон от 12 07 2006 No.
107-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЁНЕНИИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ
КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ" не соответствует
Конституции РФ, а потому не подлежит применению, не состоятелен.
Конституцией РФ возможность голосования на выборах против всех
кандидатов (списков кандидатов) не предусмотрена
В Постановлении от 14.11.2005 No.10-П "ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 48 И СТАТЬИ 58
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕН,ЦУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПУНКТА 7
СТАТЬИ 63 И СТАТЬИ 66 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В
СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" Конституционный Суд РФ отметил, что если федеральный
законодатёль в порядке реализации своих дискреционных полномочий
признал возможность голосования на выборах посредством заполнения
графы <<против всех" в избирательном бюллетене, он обязан
урегулировать и проведение соответствующей предвыборной агитации.
Таким образом, установление возможности голосования на выборах
посредством заполнения графы "против всех" признано Конституционным
Судом РФ относящимся к исключительным полномочиям законодательной
ветви власти, из чего следует, что наличие соответствующих положений в
избирательном законодательстве не было направлено на реализацию
избирательных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
В определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 No. 281-О "ОБ
ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАПОБЫ ГРАЖДАНИНА ЮДИНА ВЛАДИМИРА
ДМИТРИЕВИЧА НА НАРУIОЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАБЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ
ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ
КАНДИДАТОВ)" указывается, что признание возможности голосования на
выборах посредством заполнения графы "против всех" в избирательном
бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального
законодателя и, следовательно, решение вопроса о внесении в
законодательство или об исключении из него нормы о форме голосования
против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) является
прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда
Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции
Российской Федерации и статье З Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
В силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы.
Частью 1 статьи 4 Конвенции о стандартах демократических выборов,
избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества
Независимых Государств, заключенной, в Кишиневе 7 октября 2002 года,
ратифицированной Россией (Федеральный закон 1 от 02 07 2003) и
вступившей в силу для России 11 ноября 2003 года, предусмотрено, что
соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что
граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или)
список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка
кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или) списков
кандидатов
При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 данной Конвенции участие
гражданина в выборах является свободным и добровольным.
Положения указанной Конвенции не регламентируют порядок голосования,
включая голосование "против всех кандидатов" и "против всех списков
кандидатов", а также не устанавливает обязательность таких видов
голосования, в связи с чем доводы заявительницы о несоответствии
положений Федерального закона от 12.07.2006 No. 107-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ
СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)" нормам международного права не состоятельны.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям и действиям органов
государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского
судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в
результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы
препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на
гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к ответственности.
В данном случае действия Горизбиркома Санкт-Петербурга по установлению
формы избирательного бюллетеня на выборах депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга не нарушили и не могли нарушить каких-либо
конституционных прав заявительницы, а также и иных её законных прав,
так как были осуществлены в рамках имеющихся у Горизбиркома
Санкт-Петербурга полномочий; применявшаяся на выборах форма
избирательного бюллетеня не препятствовала осуществлению активного
избирательного права заявительницы и не возлагала на неё каких-либо
обязанностей либо мер ответственности, в связи с чем в силу ч.4 ст.258
ГПК РФ требования заявительницы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 г1-тк
РФ, суд
РЕШИЛ:
Михайловой Валентине Николаевне в заявленных требованиях отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневньтй срок в Санкт-Петербургский
городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Ковалев С.Н.
1. Генрих - 28.08.2007 07:39:35
Могу сказать о наивности Михайловой, которая обвинила Избирком в том, в чем он не виноват. А дальше опять спекуляция КС "дискреционными полномочиями законодателя", которые КС тем самым объявляет неограниченными ничем (правда, у ряда членов КС есть и другие мнения). И, наконец, чиновничья логика шемякина суда, по которой Конвенция "не устанавливает обязательность" голосования против всех, Конституция не говорит, как голосовать, а "довод заявительницы не состоятелен" и точка. Не ясно, на каких статьях Конституции базировала Михайлова свой довод о неконституционности. Бороться можно было на основе ст.2, 17 и особенно 18.
Было бы, по крайней мере, солиднее. А вообще предлагаю как и раньше: каждый раз, когда обсуждается решение суда, приводить и текст жалобы, по которой оно было принято.
Добавить комментарий: