Подборка материалов "Отмена права голосовать "против всех""
15.03.2007
В Урайский городской суд
г. Урай Аэропорт
Заявитель (избиратель): гр. Смердов Сергей Дмитриевич
Адрес: г. Урай мкр. 3 д. 44 кв.11
Орган, чьи действия (бездействие) оспариваются
Избирательная комиссия Тюменской области,
г. Тюмень, ул. Володарского, 49
Тюменская областная дума
г. Тюмень ул. Республики д.52
ЗАЯВЛЕНИЕ
о нарушении избирательных прав, вытекающем из действий Тюменской
областной думы и избирательной комиссии Тюменской области
/в порядке гл. 26 ГПК РФ/
Я являюсь совершеннолетним гражданином России, неоднократно принимал
участие в выборах в законодательные и представительные органы власти.
2 марта этого года мне стало известно о предстоящих 11 марта 2007 года
выборах депутатов в Тюменскую областную Думу. Из разговора с членами
избирательных комиссий я выяснил, что на выборах мне не будет
предоставлена возможность проголосовать против всех кандидатов. Однако
образцов избирательных бюллетеней на избирательных участках не было.
Нет их и во время выборов.
При знакомстве с Избирательным кодексом Тюменской области я узнал, что
из бюллетеней и протоколов по выборам исключены позиции голосования
<<против всех>>.
11 марта 2007 года в 8 часов 45 минут я явился на свой избирательный
участок No. 311 по адресу мкр. 3 д. 40а (школа No. 6 тел. 31540) с
намерением проголосовать против всех кандидатов и партий.
Мне выдали бюллетени, в которых есть только один квадратик против
каждого кандидата (партии) позиции для голосования <<против>> и
<<против всех>> отсутствуют. На мой вопрос если я намерен
проголосовать <<против всех>>, то как сделать, чтобы этот голос был
учтен, член избирательной комиссии объяснил, что я свою такую позицию
не смогу выразить, то есть её не учтут при проведении подсчета
голосов, потому, что это не предусмотрено законом, а если напишу, то
бюллетень будет считаться недействительным. Я обратился в суд и
председатель территориальной избирательной комиссии по г. Ураю Акулова
Л.М. сказала, что бюллетени утверждены и изготовлены избирательной
комиссией Тюменской области на основании Закона Тюменской области N
482 "О внесении изменений в Избирательный кодекс (Закон) Тюменской
области".
Данным Законом от 03 июля 2006 года принятым постановлением Тюменской
областной думы от 27.05.2003г. No. 841 были внесены изменения,
направленные на исключение позиции <<против всех>> в избирательных
бюллетенях.
Так статьей 1 отмеченного закона No. 482 предусмотрено:
2. В пункте 7 статьи 67 исключить слова ", либо к позиции "Против всех
кандидатов" ("Против всех списков кандидатов").
3. В пункте 8 статьи 69 исключить слова ", позиций "Против всех
кандидатов" ("Против всех списков кандидатов").
5. В абзаце двенадцатом подпункта "д" пункта 2 статьи 72 исключить
слова ", включая позицию "Против всех кандидатов"".
6. В статье 73:
в пункте 9.1 исключить слова "позиций "Против всех кандидатов"
("Против всех списков кандидатов")";
в пункте 10 исключить слова ", позиций "Против всех кандидатов",
"Против всех списков кандидатов";
в пункте 11 исключить слова ", позициям "Против всех кандидатов",
"Против всех списков кандидатов"".
7. В статье 74:
в пункте 12 исключить слова ", позиций "Против всех кандидатов"";
в пункте 14 исключить слова ", а также по голосам, поданным против
всех кандидатов";
в пункте 17 исключить слова ", позиций "Против всех кандидатов"";
в пункте 18 исключить слова ", позициям "Против всех кандидатов"".
10. В пункте 3 статьи 79 исключить слова ", голосов, поданных против
всех кандидатов (списков кандидатов)".
Считаю, что Тюменская областная дума и избирательная комиссии
Тюменской области нарушила мои избирательные права, гарантированные
Конституцией РФ и международными договорами - создали препятствия к
осуществлению избирательного права голосовать и учитывать моё
волеизъявление <<против всех>> кандидатов, списков партий.
Нарушения касаются и других избирателей, так как мне известна позиция
ряда граждан вообще не ходить на выборы потому, что выразить своё
мнение и учесть его не представляется возможным. Вследствие этого
нарушается моё право на справедливые выборы власти, либо непринятие
тех кандидатов, партий, которые меня не устраивают.
Между тем, ранее у меня имелось право на голосование <<против всех>>,
я располагал более широкими избирательными правами. При голосовании
<<против всех>>, можно было в ходе выборов определить уровень
недовольства гражданами избирательной и политической системой
государства. При достижении некоторого критического уровня можно было
апеллировать к общественному мнению для понуждения законодателя
обеспечить <<справедливые выборы>> или изменить вектор направления
политики.
С введением запрета на право голосовать <<против всех>> в существенной
мере утерян смысл для участия в таком избирательном процессе, в
котором позиция избирателей никоим образом не влияет ни на текущий
результат, ни на оценку уровня демократичности при выборах.
Право на голосование против всех кандидатов и против определенного
списка кандидатов является базовым. Именно с таких позиций оно
излагается в международных договорах, признанных Россией.
Нарушены мои права, предусмотренные п.1 ст. 4 "Конвенции о стандартах
демократических выборов, избирательных прав и свобод в
государствах-участниках Содружества Независимых Государств",
(заключена в г.Кишинёве 07.10.2002, ратифицирована Россией ФЗ от
02.07.2003 No. 89-ФЗ, вступила в силу для РФ 11.11.2003 г.).
Пункт 1 статьи 4 "Прямое избирательное право" указанной Конвенции
гласит: "Соблюдение принципа прямого избирательного права означает,
что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или)
список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка
кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или)
списков кандидатов".
В части 2 ст. 8 этой же Конвенции сказано, что <<Никто не может
принудить его голосовать "за" или "против" какого-либо определенного
кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не
вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к
участию или неучастию в выборах, а также на его свободное
волеизъявление>>.
Международные договора, признанные Россией, также запрещают вводить
ограничения на избирательные права. Так согласно п. <> ст. 25
<<Международного пакта о гражданских и политических правах>>: <<Каждый
гражданин должен иметь ... без необоснованных ограничений право и
возможность:
b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,
производимых на основе всеобщего равного избирательного права при
тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление
избирателей>>.
В действиях Избирательной комиссии, направленных на ограничение моих
избирательных прав, я усматриваю умаление права на свободное
волеизъявление, тогда как международными договорами, подписанными
Россией, гарантировано обеспечение свободного волеизъявления. Почему я
не имею гарантий и механизма осуществления своего права голосовать
против всех?!
Согласно ст. 3 Протокола No. 1 к <<Конвенции о защите прав человека и
основных свобод>> (для России вступил в силу с 05.05.1998 г.): Статья
3. Право на свободные выборы. <<Высокие Договаривающиеся Стороны
обязуются проводить ... свободные выборы ... в таких условиях,
которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе
органов законодательной власти>>.
Согласно ч. 3 ст. 1 <<Конвенции о стандартах демократических выборов,
избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества
Независимых Государств>>: <<не должны ограничиваться или отменяться
общепризнанные права и свободы человека и гражданина и
конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации>>.
Конституционный суд неоднократно выражал свою правовую позицию по
данному вопросу. В частности:
- В Постановлении от 10.06.1998 г. No. 17-П и в Определении от
18.04.2000г. N 47-О
<<Выборы как способ выявления воли народа и формирования
соответствующих легитимных органов государственной власти от его
имени осуществляющих публичную власть, основаны на приоритете воли
большинства избирателей, принявших участие в голосовании. Факт
негативного отношения большинства избирателей ко всем кандидатам,
подтвержденный голосованием "против всех кандидатов" большим числом
избирателей, чем проголосовало за набравшего большинство голосов
кандидата, означает, что и данный кандидат не получил поддержки
избирателей, необходимой и достаточной для обеспечения подлинного
представительства народа, которое согласно статье 3 (ч. 2 и 3)
Конституции РФ должно быть результатом свободных выборов. Поэтому
признание выборов в таких обстоятельствах не состоявшимися в
наибольшей степени отвечает принципу народовластия>>.
- в определении от 5 ноября 1998 г. N 169-О
<<..воля избирателей может быть выражена голосованием не только за или
против отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех
внесенных в избирательный бюллетень кандидатов. Такое волеизъявление
означает в условиях свободных выборов не безразличное, а негативное
отношение избирателей ко всем зарегистрированным и внесенным в
избирательный бюллетень по данному избирательному округу кандидатам.
Его конституционно - правовой смысл заключается в том, что таким
кандидатам отказывается в праве представлять народ в выборных органах
публичной власти. ...это вытекает из смысла Конституции РФ (ст. 3, ч.
2; ст. 32, ч. 1; ст. 81, ч. 1; ст. 130, ч. 2)
Если в нарушение Конституции РФ приняты федеральные или региональные
законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина, они не должны применяться, как противоречащие Конституции
РФ, в таких случаях применяются положения Конституции РФ. Согласно ч.
1 ст. 15 Конституции РФ в России предусмотрено верховенство
Конституции.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международным договорам
установлена большая законная сила, чем российским законам - буквально:
<<... Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора>>
Считаю, что Избирательная комиссия дискриминировала меня в части
нарушения вышеуказанных положений Конституции РФ, правовых позиций
Конституционного Суда РФ и международных договоров.
В соответствии с абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 31октября.1995 г. No. 8 "О некоторых вопросах применения судами
Конституции РФ при осуществлении правосудия" "суд при рассмотрении
дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие
правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации
международным договором, решение о согласии на обязательность
которого для Российской Федерации было принято в форме федерального
закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих
случаях применяются правила международного договора Российской
Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 11 ГПК РФ, "если международным договором РФ
установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд
при разрешении гражданского дела применяет правила международного
договора".
На основании вышеизложенного, в соответствии с главой 26 ГПК РФ,
ПРОШУ
1) признать незаконными действия Избирательной комиссии Тюменской
области,
и Тюменской областной думы по лишению меня права на голосование и учет
моего мнения <<против всех>>
2) приостановить выборы депутатов в Тюменскую областную Думу 11 марта
2007 года
3) обязать Избирательную комиссию Тюменской области, и Тюменскую
областную думу
восстановить в полном объеме мои нарушенные избирательные права путем
исключения соответствующих поправок в бюллетенях для голосования, и
поправок внесенных в Избирательный Кодекс (закон) Тюменской области
Законом No. 841 принятым Тюменской областной думой от 03 июля 2006
года.
3) обратить решение по пункту 2 к немедленному исполнению.
Приложение:
1. Копия настоящего заявления для Избирательной комиссии и Тюменской
областной думы
2. копии выданных избирательных бюллетеней (2 шт)
11 марта 2007г. Смердов С.Д.
1. Andrey Suvorov - 02.03.2008 22:02:47
E-mail: asuvorov@inbox.ru
Каков результат?
2. АШ - 06.03.2008 07:10:04
Доводы очень хорощие. Но было бы очень интересно (и полезно) посмотреть доводы и "другой стороны".
Добавить комментарий: