| Ошибка в законе ждет очереди В конце всех без исключения вердиктов Конституционного суда пишется 
		одна и та же фраза о том, что это решение окончательное и обжалованию не 
		подлежит. Это не простой штамп. Фраза означает, что мнение наших судей 
		обсуждать никто не вправе, его просто нужно выполнить. А можно не 
		исполнить то, что сказал самый главный суд России? Оказывается, можно. 
		Такое право дают себе сами совсем не рядовые чиновники. Бюрократия 
		министерств и ведомств в последнее время ставит себя выше главного 
		закона страны.  В законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" есть 80-я 
		статья. Она прямо предусматривает обязанность государственных органов и 
		должностных лиц выполнять решения Конституционного суда и приводить в 
		порядок законы и прочие нормативные акты так, как сказал главный суд 
		страны. Эта же статья обязывает как законодательную, так и 
		исполнительную власть федерального и регионального уровня в определенные 
		сроки убирать пробелы в правовом регулировании. Процедура исправления законодательного брака должна выглядеть так. 
		Правительство страны, к примеру, должно вносить в Госдуму проекты новых 
		законов или изменения с дополнениями в уже действующие законы, если 
		решением нашего суда прежние нормативные акты признаны не 
		соответствующими Конституции. И такие законопроекты обязаны быть 
		рассмотрены Думой во внеочередном порядке. Так говорит закон. Бюрократия министерств и ведомств в последнее время 
		ставит себя выше главного закона страны Но, как это часто бывает, прописанная в законе ответственность 
		чиновника не всегда сопровождается четким указанием на то, какие 
		последствия наступят, если он не выполнит свою работу. В лучшем случае 
		законодатель отделывается лишь общей фразой о том, что для нерадивого 
		чиновника наступает "ответственность, установленная законодательством". 
		Не является исключением и Закон "О Конституционном Суде РФ". Он тоже не 
		предусматривает каких-либо конкретных санкций против высоких должностных 
		лиц или государственных органов за "неисполнение" или "воспрепятствование 
		исполнению" решений высшей судебной инстанции. Установление какого-либо 
		вида ответственности за такие правонарушения, безусловно, не самая 
		простая задача, потому что это связано со спецификой решений 
		Конституционного суда и особенностями тех, кому эти решения адресованы. Да, есть в законодательстве еще и специальная статья для нерадивых 
		чиновников. Это 315 статья УК, в которой говорится об ответственности за 
		неисполнение решения суда. Но она по большому счету ничего не меняет. И 
		как результат чиновничьей лени - саботаж решений Конституционного суда, 
		которых набралось уже больше десятка. Нужны примеры? Судебная волокита до Страсбурга доведет
		 Было постановление КС от 25 января 2001 года. В нем речь шла о 
		проверке конституционности пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса. В 
		этой статье говорится о возмещении вреда, причиненного при осуществлении 
		правосудия. По общему правилу этой статьи такой вред возмещается в 
		случае, если вина судьи установлена приговором суда, который вступил в 
		законную силу. Наш суд отметил, что такое положение в его 
		конституционно-правовом смысле не может быть основанием для отказа в 
		возмещении государством вреда, причиненного человеку правосудием. В том 
		числе и в случае нарушения разумных сроков судебного разбирательства, 
		если вина судьи установлена не приговором, а другим судебным решением. Конституционный суд указал Федеральному Собранию на необходимость в 
		законодательном порядке урегулировать основания и порядок возмещения 
		государством человеку вреда от действий судьи. Еще сказал, что 
		необходимо определить подведомственность и подсудность таких дел. Но с 
		тех пор прошло четыре с половиной года! А воз и ныне там. И это при том, 
		что огромное количество жалоб наших граждан идет в Европейский суд по 
		правам человека и многие из них касаются именно нарушений сроков 
		судебного разбирательства. У нас же в стране отсутствие 
		непосредственного законодательного решения по этому вопросу приводит к 
		отказам гражданам в судах. Еще пример. До сих пор не принят федеральный конституционный закон, в 
		котором закреплялись бы полномочия Верховного суда. Хотя об этом 
		говорилось в постановлении Конституционного суда от 27 января 2004 года. 
		Постановление было принято после проверки конституционности некоторых 
		положений статей 27, 251, 253 ГПК РФ. Без внимания остались и указания нашего суда о том, что необходимо 
		определить полномочия Верховного суда по рассмотрению дел об оспаривании 
		нормативных правовых актов правительства, проверка которых не относится 
		к исключительной компетенции Конституционного суда. В этом же 
		постановлении речь шла и о необходимости осуществить такое правовое 
		регулирование, которое бы обеспечило проверку законности нормативных 
		правовых актов судами общей юрисдикции. Вопрос этот очень актуальный. 
		Дело в том, что формальные обстоятельства зачастую не дают гражданам 
		реализовывать свои права по оспариванию в Верховном суде подзаконных 
		актов. Ведь нередко именно постановления правительства принимаются с 
		превышением тех или иных полномочий и в противоречии с федеральными 
		законами. Дело врачей: игра без правил Еще в 2003 году Конституционный суд рассматривал очень непростой 
		морально-этический вопрос. Речь шла о проверке 8-й статьи Закона "О 
		трансплантации органов и (или) тканей человека". Наш суд сказал вот что. 
		Для соблюдения баланса прав и интересов доноров и реципиентов вопросы, 
		связанные с реализацией человеком или его родственниками прав заявить 
		письменно или устно о несогласии на изъятие органов, требуют более 
		детальной регламентации. Причем как в законе, так и в подзаконных актах. 
		И еще суд сказал, что механизмы информирования граждан о действующем 
		правовом регулировании в этом вопросе требуют развития и 
		совершенствования. Что мы имеем в итоге этого решения суда? Дополнение перечня 
		учреждений здравоохранения, которым разрешено заниматься трансплантацией. 
		О том, что может произойти с нашими близкими в стенах этих учреждений, 
		осведомлены единицы. И подобных примеров можно приводить еще много. Исполнение решения 
		суда, какими бы непростыми и неприятными они ни были, является 
		неотъемлемой частью самого понятия "суд". Невыполнение решений 
		Конституционного суда не только подрывает авторитет и значимость третьей 
		ветви власти и негативно сказывается на законности и правопорядке. 
		Главное, что это создает угрозу самим гарантиям государственной защиты 
		всех наших прав и свобод. Материал подготовила Наталья Козлова |